Выявленная корреляционная связь (коэффициент линейной корреляции Пирсона) между учебной успеваемостью учеников третьего класса и уровнем их интеллекта r = 0,178 (слабая связь) при критическом значении коэффициента корреляции р 0,05 = 0,45 и р 0,0 1= 0,52, а свидетельствует, что между учебной успеваемостью и уровнем интеллекта учеников третьего класса значимой связи нет. Показатель корреляционной связи между учебной успеваемостью и уровнем учебной мотивации равен r = 0,689, что свидетельствует о достаточно сильной значимой связи между этими показателями. {LINKS}
В исследовании участвовали 13 девочек и 7 мальчиков. Это класс развивающего обучения, классный руководитель которого – педагог с 15-летним стажем работы в начальных классах. Результаты исследования представлены в приложении Ж и таблице 3.12.
Таблица 3.12
Ведущие мотивы учения учеников 4 класса
(обобщенные)
№ |
Ведущие мотивы |
Количество учеников |
Проценты |
1. |
Получения хорошей оценки |
3 |
15% |
2. |
Социальный |
- |
- |
3. |
Познавательный |
4 |
20% |
4. |
Перспективный |
- |
- |
5. |
Личностного роста |
- |
- |
6. |
Получения похвалы учителя |
- |
- |
7. |
Желание порадовать родителей |
6 |
30% |
8. |
Избегания наказания |
- |
- |
9. |
Не сформирован |
7 |
35% |
Выявлено, что:
- у 30% учеников класса ведущим является мотив желания порадовать родителей;
- у 20% учеников – познавательный мотив;
- у 15% - мотив получения хорошей оценки;
- у 35% учеников мотив еще не сформирован.
Для учебной деятельности особенно важны мотивы интеллектуально-познавательного характера. Это именно та группа мотивов, которая соотносится со специфически человеческой познавательной деятельностью, его интеллектуальной потребностью, имеющей положительный эмоциональный тон. Исследование показало, что к окончанию начальной школы только каждый пятый ученик обладает познавательным мотивом.
Дифференциация учеников четвертого класса по уровню школьной мотивации позволила выявить, что большинство детей (85%) адаптировались к школьной жизни, и только 15% посещает школу неохотно (приложение З и таблица 3.13.).
Таблица 3.13.
Уровень школьной мотивации учеников 4 класса
(обобщенные результаты)
Уровни школьной мотивации |
Количество учеников |
Процент |
Первый уровень - высокий уровень школьной мотивации |
0 | |
Второй уровень - хорошая школьная мотивация |
2 |
10% |
Третий уровень - положительное отношение к школе |
6 |
30% |
Четвертый уровень - низкая школьная мотивация |
9 |
45% |
Пятый уровень - негативное отношение к школе |
3 |
15% |
Великая педагогика:
Историографический анализ состояния исследуемой
проблемы
Система образования - это система программирования и перепрограммирования общества. Считается, что именно в возрасте от 7 до 20 лет у среднего человека наиболее просто сформировать базовую платформу мировоззрения из основных достижений человечества. Конец ХХ века - это время информационного взрыва, ...
Индивидуализация воспитания трудных детей в начальной школе
Воспитательные воздействия влияют на ученика не прямо. Выдающийся советский психолог С. Л. Рубинштейн показал, что внешние причины действуют через внутренние условия. Под последними он понимал личность человека. Мы уже употребляли это понятие выше. Но сейчас есть смысл привести его определение. Лич ...
Общая педагогика
Общая педагогика – отрасль педагогики, которая изучает фундаментальные закономерности воспитания и обучения. В ее основе находятся совокупные для различных возрастных групп и различных типов учебно-воспитательных учреждений задачи исследования и организации форм, принципов и методов обучения и восп ...