Введение в социальную работу

Педагогическая информация » Введение в социальную работу

Страница 1

Тема моего сообщения звучит как аксиома, как утверждение, не требующее доказательств. Между тем, в реальности, все обстоит не так: здоровье на сегодняшний день все еще не стало педагогической категорией, но, очевидно, что и педагогическому сообществу, и гражданскому обществу сегодня необходимо сделать все возможное и невозможное, чтобы это произошло.

Согласно многочисленным изучениям сегодняшнее состояние детей, подростков и молодежи вызывает серьезную тревогу. Только 5% выпускников школ являются практически здоровыми, 40% школьников хронически больны, 50% имеют морфофизиологические отклонения, до 80% страдают различными нервно-психическими расстройствами. Ежегодно до 300 тысяч юношей не идут на военную службу по медицинским показаниям.

От чего зависит наше здоровье? Как показывают исследования, влияние факторов распределяется следующим образом:

наследственность (биологические факторы) - 20%

условия внешней среды (природные и социальные факторы) - 20%

деятельность системы здравоохранения - 10%

образ жизни - 50%.

Главный резерв здоровья человека - это образ жизни, который формируется в процессе воспитания. Отсюда следует, что здоровье - категория педагогическая. В процессе воспитания в семье и школе здоровье либо укрепляется, либо утрачивается.

Проблема, которую мы решаем сегодня, российское общество пытается решить целенаправленно и системно с 1904 года, когда впервые вышел Указ "Каким должно быть образование, чтобы не навредить здоровью школьника". А еще ранее, в 1871 году известный врач гигиенист академик Ф.Ф. Эрисман писал: "В настоящее время уже значительно распространено убеждение, что существующее устройство школ вредит здоровью детей".

Еще в XVIII веке русская педагогическая мысль интенсивно осваивала достижения западной педагогики, где важнейшим условием для раскрытия внутренних сил человека является природособразный характер воспитания.

Состояние здоровья школьника в России вызывает огромную тревогу.

Причины, вызывающие эту тревогу, следующие.

"Во-первых, школьные факторы риска удивительно "живучи", с ними трудно справиться. Проблема возникла не сегодня, о школьных болезнях специалисты заговорили еще в 1774 году. Здоровье детей в России никогда нельзя было назвать благополучным, и сегодня состояние здоровья наших детей не дает никаких оснований для успокоения.

Во-вторых, школа и государство в начале прошлого века взяли на себя ответственность за здоровье детей, тем самым, сняв эту ответственность с родителей и с общества; именно школа должна была обеспечивать ведение здорового образа жизни. Но это невозможно, т.к прежде всего это проблема общества. К сожалению, за 100 лет ситуация мало изменилась, и осознания ценности здоровья нет ни в нашем обществе, ни в семье. Поэтому школа не может и не должна решать эту проблему в одиночку, хотя и может сделать многое.

В-третьих, сложившаяся система образования в России, традиционная российская система образования - это огромная система знаний, состоящая из большого числа наук. Еще 130 лет назад К.Д. Ушинский писал: "Нет сейчас педагога, который не жаловался бы на малое количество часов в школе". За 100 лет методика преподавания, технологии и организация учебного процесса не стала больше соответствовать функциональным возможностям ребенка. Родители и общество сами загружают детей сверх меры. Требования школы становятся все более жесткими, и ребенок в силу ограниченности своих функциональных возможностей справиться с этими требованиями не может". (М. Безруких Институт возрастной физиологии РАО, Центр "Образование и здоровье" МО РФ)

На успешное обучение в школе влияют многие факторы, но здоровье, физическое и психическое прежде всего сказывается на качестве образования.

Насколько будет истощен ученик, какой ценой он заплатит за образование, зависит от школы и в первую очередь от учителя.

Какие же педагогические факторы влияют на здоровье школьников в целом:

Увеличение объема нагрузки на ученика с 96 часов до 171 часа.

Увеличение объемов домашних заданий. Рабочий день школьников составляет 10 - 12 часов.

Зависимость состояния здоровья учащихся от учебной программы.

Недостаточный уровень физического воспитания в школах, не позволяющий в полной мере реализовать и развивать естественную потребность в движениях и оказать оздоровительный эффект.

Данные исследований последних лет показали, что значительную часть своего здоровья ребенок теряет в школе. Здоровье школьника находится в обратной зависимости от его успеваемости. Мы, педагоги, усугубляем этот процесс, пытаясь максимально загрузить ребенка по своему предмету.

Страницы: 1 2 3

Великая педагогика:

Мотивация изучения теорем
При введении теоремы можно условно выделить следующие этапы ее изучения: мотивация изучения теоремы и раскрытие ее содержания (усмотрение геометрического факта и формулировка теоремы); работа нал структурой теоремы; мотивация необходимости доказательства теоремы; построение чертежа и краткая запись ...

Мотивация изучения математических понятий
Начальным этапом формирования понятий является мотивация. Сущность этого этапа заключается в подчеркивании важности изучения понятия, в побуждении школьников к целенаправленной и активной деятельности, в возбуждении интереса к изучению понятия. Мотивация может осуществляться как по средствам привле ...

Предмет теории вероятностей
Теория вероятностей возникла в середине XVII в. Первые работы по теории вероятностей, принадлежащие французским учёным Б. Паскалю и П. Ферма и голландскому учёному X. Гюйгенсу, появились в связи с подсчётом различных вероятностей в азартных играх. Крупный успех теории вероятностей связан с именем ш ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru