Взаимосвязь мотивов учения и успешности учебной деятельности

Страница 12

Выявленная корреляционная связь (коэффициент линейной корреляции Пирсона) между учебной успеваемостью учеников четвертого класса и уровнем их интеллекта r = 0,34 (умеренная связь) при критическом значении коэффициента корреляции р0,05 = 0,45 и р0,01 = 0,52. Показатель корреляционной связи между учебной успеваемостью и уровнем учебной мотивации равен r = 0,557, выше чем предыдущий показатель, а значит более сильная связь существует между учебной успеваемостью и мотивом, чем между учебной успеваемостью и уровнем интеллекта. {LINKS}

Знание ведущих мотивов учения учащихся 2-х, 3-х и 4-х классов позволяют выявить динамику их изменений на протяжении обучения в начальной школе. Ведущие мотивы учения учащихся начальной школы представлены в таблице 3.16.

Таблица 3.16

Динамика мотивов учения

Мотивы

2 класс

3 класс

4 класс

1

Получения хорошей оценки

5%

25%

15%

2

Социальный

10%

-

10%

3

Познавательный

25%

20%

35%

4

Перспективный

10%

-

15%

5

Личностного роста

-

-

5%

6

Получение похвалы учителя

5%

-

-

7

Желание порадовать родителей

20%

20%

10%

8

Избегания наказания

-

-

-

9

Мотив не сформирован

25%

35%

10%

Для наглядности представим динамику мотивов учащихся начальных классов в виде диаграммы 1.

На диаграмме видно, что:

- у значительного числа учеников начальной школы ведущий мотив учения не сформирован вообще;

- от 2-го к 4-ому классу повышаются внутренние мотивы (познавательный и перспективный), в то время как снижаются внешние мотивы (желания порадовать родителей и получения похвалы учителя);

- у учеников 4-го класса появляется мотив личностного роста.

Динамика мотивов учения школьников

Рис. 1.

Таким образом, в процессе учебной деятельности и по мере ее освоения у младших школьников происходит изменение ведущих мотивов учения.

Уровень школьной мотивации учеников также изменяется от 2-го к 4-му году обучения (таблица 3.17).

Таблица 3.17

Уровень школьной мотивации

Уровни школьной мотивации

2 класс

3 класс

4 класс

1

Первый уровень - высокий уровень школьной мотивации

2

Второй уровень - хорошая школьная мотивация

15%

15%

10%

3

Третий уровень - положительное отношение к школе

75%

10%

30%

4

Четвертый уровень - низкая школьная мотивация

10%

55%

45%

5

Пятый уровень - негативное отношение к школе

20%

15%

Страницы: 7 8 9 10 11 12 13 14

Великая педагогика:

Распад СССР и его последствия для образования
На исходе XX века, пожалуй, наиболее трагичного и жестокого в истории России, страна в очередной раз оказалась подвергнутой тяжелейшим испытаниям. Проводимые с начала 90-х годов реформы затронули все без исключения сферы жизни общества. Всего за несколько лет произошли кардинальные изменения не тол ...

Сопоставительный анализ различных моделей обучения
Во всех современных моделях обучения можно выделить плюсы и минусы. Минус Американской модели обучениясостоит в том, что она является относительно молодой. Однако преподаватели Соединенных Штатов слишком утрировали саму схему выбора студентами жизненных ценностей. Занятия стали полностью практическ ...

Психологические особенности младших школьников
«Человек, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, углубляет свой жизненный опыт и становится иным по психическому складу», - утверждал Б.В. Асафьев. «Ранее вовлечение детей (и не только особо одаренных) в творческую деятельность очень полезно для общего художественного разви ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru