Выявленная корреляционная связь (коэффициент линейной корреляции Пирсона) между учебной успеваемостью учеников четвертого класса и уровнем их интеллекта r = 0,34 (умеренная связь) при критическом значении коэффициента корреляции р0,05 = 0,45 и р0,01 = 0,52. Показатель корреляционной связи между учебной успеваемостью и уровнем учебной мотивации равен r = 0,557, выше чем предыдущий показатель, а значит более сильная связь существует между учебной успеваемостью и мотивом, чем между учебной успеваемостью и уровнем интеллекта. {LINKS}
Знание ведущих мотивов учения учащихся 2-х, 3-х и 4-х классов позволяют выявить динамику их изменений на протяжении обучения в начальной школе. Ведущие мотивы учения учащихся начальной школы представлены в таблице 3.16.
Таблица 3.16
Динамика мотивов учения
№ |
Мотивы |
2 класс |
3 класс |
4 класс |
1 |
Получения хорошей оценки |
5% |
25% |
15% |
2 |
Социальный |
10% |
- |
10% |
3 |
Познавательный |
25% |
20% |
35% |
4 |
Перспективный |
10% |
- |
15% |
5 |
Личностного роста |
- |
- |
5% |
6 |
Получение похвалы учителя |
5% |
- |
- |
7 |
Желание порадовать родителей |
20% |
20% |
10% |
8 |
Избегания наказания |
- |
- |
- |
9 |
Мотив не сформирован |
25% |
35% |
10% |
Для наглядности представим динамику мотивов учащихся начальных классов в виде диаграммы 1.
На диаграмме видно, что:
- у значительного числа учеников начальной школы ведущий мотив учения не сформирован вообще;
- от 2-го к 4-ому классу повышаются внутренние мотивы (познавательный и перспективный), в то время как снижаются внешние мотивы (желания порадовать родителей и получения похвалы учителя);
- у учеников 4-го класса появляется мотив личностного роста.
Динамика мотивов учения школьников
Рис. 1.
Таким образом, в процессе учебной деятельности и по мере ее освоения у младших школьников происходит изменение ведущих мотивов учения.
Уровень школьной мотивации учеников также изменяется от 2-го к 4-му году обучения (таблица 3.17).
Таблица 3.17
Уровень школьной мотивации
№ |
Уровни школьной мотивации |
2 класс |
3 класс |
4 класс |
1 |
Первый уровень - высокий уровень школьной мотивации | |||
2 |
Второй уровень - хорошая школьная мотивация |
15% |
15% |
10% |
3 |
Третий уровень - положительное отношение к школе |
75% |
10% |
30% |
4 |
Четвертый уровень - низкая школьная мотивация |
10% |
55% |
45% |
5 |
Пятый уровень - негативное отношение к школе |
20% |
15% |
Великая педагогика:
Особенности психологического развития детей, лишенных родительского попечительства
Проблемами осиротевших детей занимались многие ученые, особенно педагоги, психологи, юристы, философы. Значительно возрос интерес к этой проблеме в первой половине двадцатого века. Многие исследователи отмечали, что отрыв ребенка от матери в первые годы жизни вызывает значительные нарушения в его п ...
Функции и виды контроля знаний в
педагогическом процессе
Контроль - неотъемлемая часть обучения. В зависимости от функций, которые выполняет контроль в учебном процессе, можно выделить три основных его вида: предварительный, текущий, итоговый, рассматриваемые как средства контроля за уровнем (качеством) усвоения Назначение предварительного контроля состо ...
Особенности музыкального развития дошкольников с нарушениями
речи
У дошкольников с нарушениями речи наблюдается некоторое снижение процессов восприятия и внимания к музыкальному звучанию. Дети с речевыми нарушениями медленнее, чем дети с нормальной речью, устанавливают связь между движением и изменением музыкального сигнала. Они часто продолжают двигаться и после ...