Взаимосвязь мотивов учения и успешности учебной деятельности

Страница 13

Еще нагляднее это видно на диаграмме (рис. 2.).

Так, у большинства учеников второго класса (75%) доминирует положительное отношение к школе, что вполне понятно: домашние задания еще небольшие по объему и сложности, детям только в этом полугодии стали ставить оценки за выполненную работу, которые они воспринимают как внимание учителя к себе. В третьем классе у значительной части детей (20%) положительное отношение к школе изменяется на отрицательное, у многих снижается уровень мотивации. Все больше детей проявляет низкий уровень мотивации столкнувшись с трудными буднями учебной деятельности. К четвертому классу все заметнее становится дифференциация детей по уровню школьной мотивации. Для тех учеников, которые уже освоили учебную деятельность, школа вновь становится привлекательной. {LINKS}

Обращает на себя внимание тот факт, что ученики начальных классов не выявили высокого уровня школьной мотивации, по-видимому, она складывается несколько позже уже в среднем звене школы.

Протестировав по шкале общего интеллекта учеников 2-4 классов и сопоставив данные тестирования с данными об уровне учебной успеваемости, было выявлено, что никакой значимой связи интеллекта со школьной успеваемостью не обнаружено (таблица 3.18).

Таблица 3.18

Показатели корреляционных связей

Наличие корреляционной связи между интеллектом и школьной успеваемостью

Наличие корреляционной связи между мотивом учения и школьной успеваемостью

1 класс

2 класс

3 класс

1 класс

2 класс

3 класс

0,144

0,178

0,34

0,685,

0,689

0,557

* р £ 0, 05

Показатель корреляционной связи между учебной успеваемостью и уровнем учебной мотивации выше, чем предыдущий показатель, а значит, более сильная связь существует между учебной успеваемостью и мотивом, чем между учебной успеваемостью и уровнем интеллекта.

Данные исследований позволяют с уверенностью утверждать, что высокая позитивная мотивация оказывает большее влияние на школьную успеваемость, чем уровень интеллекта и каким–бы школьник не был способным, без желания и толчка к учебе успехов он не добьется.

Гипотезы, выдвинутые в начале исследования нашли свое подтверждение в данной работе.

Рассмотрев проблему влияние мотивов учения на успешность учебной деятельности младших школьников, было выявлено:

Мотивация учебной деятельности является многогранной проблемой и рассматривается различными авторами по-разному.

Учебная деятельность школьника побуждается не одним мотивом, а целым комплексом разнообразных мотивов, которые переплетаются, дополняют друг друга, находятся в определенном соотношении между собой.

Мотивы учения формируются в процессе учебной деятельности. Формирование мотивов происходит постепенно, и у некоторых учеников начальной школы ведущий мотив учения не сформирован. Количество учеников с несформированными мотивами учения уменьшается от 2- го класса к 4-ому, и в 4-ом классе составляет около 10 % от общего числа учащихся.

Исследование показало, что от 2-го к 4-ому классу повышаются внутренние мотивы: познавательный и перспективный, в то время как снижаются внешние мотивы: желания порадовать родителей и получения похвалы учителя.

Изменяется отношение мотива к содержанию учебной деятельности. Так, к третьему классу у каждого пятого ученика положительное отношение к школе изменяется на отрицательное.

Страницы: 8 9 10 11 12 13 14

Великая педагогика:

Появление арифметических действий
Содержание курса арифметики в разные времена у разных народов было весьма различно. Индийцы, например, причисляли извлечение кубического корня к элементарным арифметическим операциям. С другой стороны, руководство профессора Пурбаха (1423-1491гг.) первого профессора Венского университета, читавшего ...

Формы и методы группового воспитания трудных детей в начальной школе
Для руководства учебно-воспитательным процессом и корригирования отклонений в поведении школьников совершенно необходимо знать закономерности развития личности учащегося. В этом едином и сложном целом различаются 3 основные стороны: во-первых, процессы органического созревания организма, в первую о ...

Опыт отечественных педагогов по организации театрально-игровой деятельности в дошкольном образовательном учреждении
«Волшебный край!» - так когда-то называл театр великий русский поэт А.С. Пушкин. «Любите ли вы театр так, как я люблю его?» - спрашивал своих современников В.Г. Белинский, глубоко убежденный в том, что человек не может не любить театр. Чувства великого поэта и выдающего критика разделяют и взрослые ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru