Физическое воспитание и развитие навыков ходьбы

Страница 3

Пятое направление – использование технических средств обучения. Однако ни при каких условиях ни одно техническое средство не может быть использовано без умения детей воспринимать и анализировать сигналы, исходящие от объектов внешнего мира, и умения анализировать свои собственные восприятия.

Шестое направление - введение специальных занятий по обучению ориентировке в разных условиях, усложняющихся по мере роста и развития ребенка, на которых дети должны получать сведения по технике ориентировки, использования звуковых сигналов, схем движения, макетов, планов и т.д.

В обучении незрячих детей ориентировке в пространстве и мобильности являются важной составной частью системы реабилитации слепых и их подготовке к жизни и дальнейшему обучению в школе.

В ходе развития незрячего ребенка, начиная с раннего возраста, должны решаться специфические задачи обучения ориентировке в соответствии с особенностями и уровнем его возрастного развития.

Содержание и методы обучения ориентировке

В основу содержания обучения ориентировке положена практическая направленность, диктующая необходимость обеспечения незрячим детям самостоятельность при передвижении уже в дошкольном возрасте, и создание определенной сенсорной, двигательной, интеллектуальной и психологической базы, необходимой для дальнейшего обучения ориентировке в более сложных условиях.

Вне зависимости от возраста и психического развития, обучающихся необходимо развивать их пространственное мышление, которое является умственной, интеллектуальной деятельностью, обеспечивающей незрячему создание пространственных образов и оперирование ими в процессе ориентировки и передвижении.

В образе же отражаются окружающие незрячего предметы, их формы, величины, взаиморасположение. Чем большим число образов предметов будет оперировать незрячий ребенок, тем легче ему будет ориентироваться в пространстве.

Большое внимание при обучении следует уделять формированию у незрячих детей системе ориентировки в пространстве. Главное здесь – определить так называемую точку отсчета. Ведущей для человека является ориентировка по схеме тела. Все предметы дети воспринимают, прежде всего, по отношению к самим себе. Необходимо учить ребенка ориентироваться от предметов, объектов окружения. В помещениях такими исходными ориентирами могут быть двери, окна. На улице – здания детского сада, клумба, дерево. Исходными ориентирами могут быть и повороты на маршруте следования.

Решение задач обучения ориентировке и мобильности следует сочетать с задачами воспитания. Формирование мотивации, устойчивого интереса к занятиям, а также развитие смелости, уверенности в своих силах являются важными предпосылками для успешного овладения знаниями, умениями и навыками ориентировки и мобильности. Эти вопросы должны присутствовать на каждом занятии.

Незрячий ребенок не должен стесняться дефекта зрения. Это создает благоприятные условия для того, чтобы у него не вырабатывалось чувство и комплекс неполноценности, поскольку они значительно тормозят формирование навыков самостоятельной ориентировки. Боясь или стесняясь показать свою слепоту, ребенок предпочитает ходить с взрослым за руку, не хочет учиться ориентировке.

Методы и общий характер обучения ориентировке и мобильности нельзя рассматривать в отрыве от современной педагогики, достижением которой является отказ от традиционного, объяснительно-иллюстративного типа и распространение идеи проблемного обучения. При первом подходе к обучению развивается память ребенка, он усваивает стереотипные умения и навыки, но не может творчески подходить к решению задач, возникающих в условиях разнообразной жизненной деятельности человека. Проблемное же обучение ставит своей целью, прежде всего, развитие творческих способностей, формирование познавательной самостоятельности, что отвечает требованиям по дальнейшей практической деятельности. Задача педагога – показать незрячему ребенку, что при передвижении в естественных условиях перед ним постоянно возникает множество проблем, решая которые ему необходимо не только использовать стереотипные знания, умения и навыки, но и творчески применять их на практике.

Основными методами предложенной системы являются методы, отражающие учебно-познавательную деятельность. На разных уровнях обучения необходимо использовать и различные методы: информационно-рецептивный, частично-поисковый и исследовательский, которые позволяют целенаправленно осуществлять руководство формированием знаний, умений и навыков ориентировки с учетом возрастающей степени самостоятельности ребенка. Это обеспечивает индивидуальный подход, особенно на третьем и четвертом уровнях сложности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Великая педагогика:

Сущность здоровья и здорового образа жизни
Здоровье – это совокупность физического, психологического и социального благополучия. Здоровье понятие многостороннее и имеет несколько видов: 1) физическое; 2) психическое; 3) социальное; 4) индивидуальное; 5) общественное. Физическое здоровье – это здоровье тела человека, т. е. вес, рост должен с ...

Технология концентрированного обучения
Данная технология представляет собой интерпретацию широко известного активного метода погружения. Погружение — метод обучения с элементами релаксации, внушения и игры. Этот метод с той или иной глубиной использовался В. Ф. Шаталовым, Ш. А. Амонашвили, А. Тубельским и др. В 1995 году Г. Ибрагимов ус ...

Организация образовательного процесса
3.1 Организация образовательного процесса в Учреждении осуществляется в соответствии с образовательными программами и расписаниями занятий. Цели образовательного процесса: - расширение и углубление знаний обучающихся в отдельных областях науки, культуры и искусства; - выявление и развитие одаренных ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru