Физическое воспитание и развитие навыков ходьбы

Страница 1

Одной из важнейших задач физического воспитания незрячих и частичновидящих детей является коррекция двигательных недостатков, возникших в результате дефекта. Нарушения и аномалии зрительной системы отрицательно сказываются на формировании двигательных способностей – силы, быстроты, выносливости, координации, статического и динамического равновесия и др. Это требует проведения специально направленной корекционно-воспитательной работы по предупреждению и исправлению отклонений в физическом развитии и формировании двигательных качеств. Проводится это на занятиях, предусматривающих развитие пространственно-ориентировочной деятельности, двигательной сферы, способности ощущать и оценивать быстроту движений, их амплитуду, степень напряжения и расслабления мышц. {LINKS}

Коррекции должны быть подвергнуты не столько элементарные, сколько сложные движения, требующие осмысления и регуляции, а эфефективность коррекционно-воспитательной работы по определению нарушений в двигательной сфере аномальных детей повышается при словесном опосредовании двигательных действий, развитии познавательной активности и качеств личности ребенка.

Движения незрячих плохо сбалансированы, походка при самостоятельной ходьбе имеет ряд особенностей: шаг укорочен, стопа ставится плоско.

Процесс ходьбы имеет сложную структуру, а его формирование зависит от уровня развития отдельных компонентов: стойки, развития свода стопы, разворота стоп, ширины и длины шага. Создавая модель правильной ходьбы, рекомендуется специально обучать ходьбе незрячих детей дошкольного возраста. Значительное место в обучении ходьбе кроме технических навыков занимает психологическая подготовка, снятие боязни передвижения в пространстве или предупреждение ее формирования.

Значение самостоятельного и свободного владение ходьбой в общем развитии ребенка трудно переоценить. Улучшение координации рук и ног способствуют развитию предметной деятельности, ее успешности, стимулирует ребенка к ее продолжению. Это серьезный элемент, который обеспечивает лучшую подготовку к работе в школе не только в физическом, но и психологическом плане. Овладение пространством незрячими детьми, их самостоятельное движение становится стимулом в познании внешнего мира, в развитии познавательных интересов, в расширении знаний об окружающем.

Развитие движений и свободная самостоятельная ходьба имеет также большое значение в социализации незрячего ребенка, так как позволяет координировать свои действия с действиями других детей в коллективных играх, занятиях и труде.

Создание модели ходьбы позволяет определить физическую зрелость ребенка, уровень его подготовки к начальному обучению.

В 4-5 месяцев, как у незрячих, так и зрячих быстро прогрессирует тактильная чувствительность и кинестезия. Но у незрячего отсутствие координирующей и коррегирующей движение функции зрения задерживает развитие координации двух рук и мелких движений пальцев.

В этот период развития движения у незрячих детей появляются «блиндесмены» или стереотипия в движениях. Стереотипные движения выражают стремление ребенка к ритмичным движениям. При отсутствии педагогического воздействия они лишаются правильной стимуляции и становятся навязчивым стереотипом. Причина появления стереотипных движений у незрячих детей до сих пор не ясна, но замечено, если маленький незрячий ребенок надолго предоставлен сам себе, у него могут появиться навязчивые движения (качание в разных амплитудах, надавливание пальцами рук на глазные яблоки и т.д.). Они возникают обычно при остром недостатке двигательной активности и при остром недостатке информации, получаемой ребенком из внешнего мира. Отучить от навязчивых движений очень трудно.

В Лос-Анжелесском Калифорнийском университете на отделении кинезиологии проводились исследования стереотипных движений. Валерия Эйчель дает такое определение стереотипным движений: « всякое повторяющееся движение или стереотипное движение, которое не направлено на достижение видимой цели» . Она считает, что основные причины стереотипных движений следующие:

неблагоприятные условия внешней окружающей среды,

сверхвозбудимость,

неадекватное отношение к собственному телу,

плохие отношения между родителями и детьми,

стрессовые реакции,

выпадение возможности непосредственного зрительного контакта с окружающей средой.

Группой ученых были рассмотрены множество различных стереотипных движений одной или многими частями тела, их интенсивность и синхронизация. Из проведенных исследований были сделаны выводы:

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Великая педагогика:

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru