Усвоение детьми различных групп слов

Страница 1

В рамках нашей темы существует еще одна проблема, которая связана с трудностями усвоения учащимися отдельных групп слов. Наблюдения за работой учителей начальных классов показывают, что на уроках русского языка, классного и внеклассного чтения уделяется недостаточное внимание работе с отвлеченными понятиями. А ведь это очень важно, так такие слова наиболее трудно усваиваются детьми. Это нам помог выяснить обучающий эксперимент.

Для начала мы определили для себя проблему: исследовать особенности усвоения детьми различных групп слов с конкретным и отвлеченно-абстрактным значением. Для этого на уроках русского языка в 1, 2 и 3 классах начальной школы мы проводили работу над словами: запомнить слово и его значение, выделить данное слово из текста, составить словосочетание с данным словом, распределить заученные слова по различным признакам. Затем, для изучения результатом эксперимента, проводился словарный диктант с различными заданиями для учащихся разных классов. По результатам исследования удалось установить, что слова, соотносимые с конкретными предметами и людьми, окружающими ребенка (парта, тетрадь, скамейка, двор, трактор, машина и т.д.) усваиваются детьми без особого труда, правда такие же слова с конкретным значением, но труднопроизносимые усваиваются сложнее. Слова же с отвлеченным и абстрактным значением усваиваются очень тяжело. Такие слова как дружба, доброта, вежливость запоминаются детьми легче, потому что почти ежедневно звучат в их речи и соотнесены с культивируемыми в них самих морально-этическими качествами, т.е. дети знают, что они должны быть дружными, добрыми, вежливыми, им напоминают об этом каждый день. Но такие слова как, например, трудность, сказочность, везение усваиваются детьми далеко не сразу и очень быстро забываются.

Следовательно, в ходе эксперимента мы выявили необходимость исследования значений абстрактных слов как компонента возрастного языкового сознания важно и в плане выявления процессов становления как речи, так и мышления. На формирование значений абстрактной лексики оказывают влияние различные, часто противоречивые тенденции в общественной жизни современной России; неверно или недостаточно правильно понятые младшими школьниками факты, книги, кинокартины; самостоятельный анализ поведения взрослых; те изменения, которые происходят с самими испытуемыми. Значения многих из исследуемых слов сформировались в сознании детей под влиянием речевой практики.

Отвлеченная лексика недостаточно привлекается учителями начальных классов в качестве изучаемого материала, усваивается школьниками

стихийно, эмпирически, без специального руководства со стороны педагога, она фактически перестала использоваться в средствах массовой информации, практически не используется в семье, в результате чего у младшего школьника формируется не только искаженная языковая картина, но и ложно ориентированная картина мира в целом. Младший школьный возраст особенно сензитивен к той стороне деятельности, которая касается отношений между людьми, моделей этих отношений, усвоения норм поведения. Усвоение слов нравственных отношений будет влиять и на воспитание правильных норм поведения. Применительно к начальной школе работа подобного рода не проводилась, хотя, на наш взгляд, необходимо (и возможно) знакомить детей с данной лексикой в доступном возрасту объеме. Выделение этой лексики в особую группу в процессе обучения обусловлено рядом причин лингвистического, методического, дидактического и психологического характера. Изучение, которое позволит в рамках лексически ограниченной группы слов познакомить учащихся с языковыми средствами, существенно обогатит речь школьников.

Страницы: 1 2 3

Великая педагогика:

Методика преподавания элементов теории вероятностей
В теории вероятностей понятие «событие» неразрывно связано с теоретико-множественными представлениями. В частности, по определению, под событием понимается любое подмножество множества элементарных исходов. Следовательно, для корректного введения определения этого понятия необходимо, чтобы учащиеся ...

Значение урока русского языка. Понятие словарного запаса
В системе начального образования предмет «Русский язык» занимает центральное место. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает интеллектуальное развитие ребёнка, формирует его понятийно- категориальный аппарат, развивает абстрактное мышление, память и воображение. Он позволяет ...

Возникновение идеи нравственного идеала
В этнопедагогике большинства народов ведущее место занимает нравственное воспитание. Понимая под этнопедагогикой систему целей, задач, методов, приемов и способов воспитания и обучения, традиционных для конкретного этноса, мы должны отметить, что она пронизывает все сферы духовной и материальной жи ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru