Физическое воспитание и развитие навыков ходьбы

Страница 6

Большое значение формированию умения незрячего ребенка ориентироваться в пространстве, умению координировать свои действия, движения, сравнивать предметы по форме, величине, положению в пространстве служат строительные материалы. В процессе игры с искусственными строительными материалами (кубиками, кирпичиками, брусками, конструктором „Лего” больших и средних размеров и т.п.) у детей формируются пространственные умения и навыки. Прежде всего, нужно научить отличать кубик от других игрушек, затем учить делать из них постройку. Обучая ребенка строить башенку из двух кубиков, надо показать ему, как выполнить это действие: левой рукой держать первый кубик, а правой ставить на него второй, провести рукой малыша по постройке, сказать ему, что построили домик или башенку. Все действия сопровождать словесным описанием. {LINKS}

Развитию движений незрячего ребенка и формированию у него приемов ориентировки в большом пространстве способствуют игры с мячом, а также машины, игрушечные мотоциклы, лошади-каталки.

Развитию сюжетной, творческой игры служат игры с куклой. Здесь же и сравнение частей тела куклы с частями тела ребенка, взрослого, и игровые действия с куклой, знакомство с бытовыми действиями в игровой форме („Покормим куколку”, „Причешем куколку” и т.д.). Здесь также нужно учить ребенка действовать двумя руками. Левая – контрольная, правая – действующая.

Для развития двигательной активности и ориентирования очень важно, чтобы все вещи и предметы находились всегда на своем месте. Поэтому нужно с малолетства приучать ребенка после игры убирать свои игрушки, определить место для личных вещей и стремиться, чтобы ребенок запоминал, где лежит каждая вещь, и всегда клал ее на место.

Чем старше становится ребенок, тем более усложняется его предметно-практическая деятельность. Игровая деятельность обеспечивает развитие такого важного компонента в системе компенсации слепоты, как возможность представления и сохранения образов предметного мира, умения ими оперировать в плане представлений.

В процессе игровой творческой деятельности, а именно в ролевой игре, незрячий и частичновидящий ребенок не только узнает предметные отношения, усваивает их и овладевает ими, но начинает интересоваться социальными отношениями, понимать их. Постепенный переход от манипуляции предметами к процессуальным играм с отражением социальных отношений между людьми имеет принципиальное значение для общего психического развития незрячего дошкольника.

Поэтому необходимым условием выполнения детьми простейших процессуальных игр (когда ребенок учится последовательным действиям с предметами) является систематизация даже небольшого количества предметов и организация своего рабочего места. Это служит основой для последующей ориентировки в пространстве, как малом, так и большом.

В игре у незрячего дошкольника впервые возникает необходимость в анализе, систематизации и классификации различных деталей и предметов, в выяснении правил игры и дальнейшем их выполнении. В процессе игры развивается произвольное запоминание и умение оперировать образами в умственном плане Т.о. развитие у ребенка предметной деятельности ведет к развитию психических функций.

В зависимости от возраста и уровня психического развития применяются различные способы обучения овладением пространства: совместное обследование помещений со взрослым при опоре на восприятие реальных признаков, на искусственно созданные метки; обучение пользованием метками, схемами, картами, макетами. При этом воспитатель показывает детям постоянные и варьирующиеся признаки предметов в зависимости от времени года при ориентировке в природных условиях; различные варианты предметов, сделанных людьми и имеющих одно назначение (по форме, величине, окраске, материалу) и т.д. Усвоение умений различать их в незнакомых условиях, используя сохранные анализаторы, является важной предпосылкой развития свободной ориентировки и мобильности в пространстве.

При обучении следует создавать понятные и доступные детскому восприятию цели движения и ориентации в пространстве, обеспечить безопасность детей.

Для формирования пространственных представлений большое значение имеет активное передвижение. Активное, во-первых, в смысле частоты передвижения, во-вторых, в смысле самостоятельности, а в третьих – в смысле активной позиции ребенка. Чем больше он двигается, действует в пространстве, тем лучше он его постигает.

Пространственные представления можно разделить на общие и конкретные. К общим относится знание того, что в комнате стоит определенная мебель, определенное покрытие пола, шероховатость стен, окна и силуэты для детей с остаточным зрением; дома, возле дома – тротуар, деревья, дорожки, покрытие дорожек Кроме того, важно запомнить слуховую и обонятельную картину пространства. К конкретным пространственным представлениям относятся знания о расположении объектов в каком-то определенном пространстве. Для ориентировки в пространстве важны как общие, так и конкретные представления о пространстве.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Великая педагогика:

Основные требования к использованию проектной методики
Эффективность проектной методики в большей степени обеспечивается интеллектуально-эмоциональной содержательностью включаемых в обучение тем. Также следует отметить их постепенное усложнение. Но отличительной особенностью тем является их конкретность. С самого начала обучения предполагается участие ...

Генезис отечественной социальной работы: исторически корни социальной помощи
Понятие «социальная работа» – относится к новому времени. Оно раскрывает современное состояние процесса, который сегодня во многих странах мира определяется как помощь и взаимопомощь субъектов. Причем субъектом помощи может выступать как государство, отдельный общественный институт, институт социал ...

Реализация занятия как средства развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
С детьми экспериментальной группы мы начали проводить занятия, направленные на формирование познавательной активности. Неспецифичность операциональных компонентов познавательной активности ребенка делает возможным ее формирование в контексте различных форм детской деятельности. В качестве детских в ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru