Физическое воспитание и развитие навыков ходьбы

Страница 6

Большое значение формированию умения незрячего ребенка ориентироваться в пространстве, умению координировать свои действия, движения, сравнивать предметы по форме, величине, положению в пространстве служат строительные материалы. В процессе игры с искусственными строительными материалами (кубиками, кирпичиками, брусками, конструктором „Лего” больших и средних размеров и т.п.) у детей формируются пространственные умения и навыки. Прежде всего, нужно научить отличать кубик от других игрушек, затем учить делать из них постройку. Обучая ребенка строить башенку из двух кубиков, надо показать ему, как выполнить это действие: левой рукой держать первый кубик, а правой ставить на него второй, провести рукой малыша по постройке, сказать ему, что построили домик или башенку. Все действия сопровождать словесным описанием. {LINKS}

Развитию движений незрячего ребенка и формированию у него приемов ориентировки в большом пространстве способствуют игры с мячом, а также машины, игрушечные мотоциклы, лошади-каталки.

Развитию сюжетной, творческой игры служат игры с куклой. Здесь же и сравнение частей тела куклы с частями тела ребенка, взрослого, и игровые действия с куклой, знакомство с бытовыми действиями в игровой форме („Покормим куколку”, „Причешем куколку” и т.д.). Здесь также нужно учить ребенка действовать двумя руками. Левая – контрольная, правая – действующая.

Для развития двигательной активности и ориентирования очень важно, чтобы все вещи и предметы находились всегда на своем месте. Поэтому нужно с малолетства приучать ребенка после игры убирать свои игрушки, определить место для личных вещей и стремиться, чтобы ребенок запоминал, где лежит каждая вещь, и всегда клал ее на место.

Чем старше становится ребенок, тем более усложняется его предметно-практическая деятельность. Игровая деятельность обеспечивает развитие такого важного компонента в системе компенсации слепоты, как возможность представления и сохранения образов предметного мира, умения ими оперировать в плане представлений.

В процессе игровой творческой деятельности, а именно в ролевой игре, незрячий и частичновидящий ребенок не только узнает предметные отношения, усваивает их и овладевает ими, но начинает интересоваться социальными отношениями, понимать их. Постепенный переход от манипуляции предметами к процессуальным играм с отражением социальных отношений между людьми имеет принципиальное значение для общего психического развития незрячего дошкольника.

Поэтому необходимым условием выполнения детьми простейших процессуальных игр (когда ребенок учится последовательным действиям с предметами) является систематизация даже небольшого количества предметов и организация своего рабочего места. Это служит основой для последующей ориентировки в пространстве, как малом, так и большом.

В игре у незрячего дошкольника впервые возникает необходимость в анализе, систематизации и классификации различных деталей и предметов, в выяснении правил игры и дальнейшем их выполнении. В процессе игры развивается произвольное запоминание и умение оперировать образами в умственном плане Т.о. развитие у ребенка предметной деятельности ведет к развитию психических функций.

В зависимости от возраста и уровня психического развития применяются различные способы обучения овладением пространства: совместное обследование помещений со взрослым при опоре на восприятие реальных признаков, на искусственно созданные метки; обучение пользованием метками, схемами, картами, макетами. При этом воспитатель показывает детям постоянные и варьирующиеся признаки предметов в зависимости от времени года при ориентировке в природных условиях; различные варианты предметов, сделанных людьми и имеющих одно назначение (по форме, величине, окраске, материалу) и т.д. Усвоение умений различать их в незнакомых условиях, используя сохранные анализаторы, является важной предпосылкой развития свободной ориентировки и мобильности в пространстве.

При обучении следует создавать понятные и доступные детскому восприятию цели движения и ориентации в пространстве, обеспечить безопасность детей.

Для формирования пространственных представлений большое значение имеет активное передвижение. Активное, во-первых, в смысле частоты передвижения, во-вторых, в смысле самостоятельности, а в третьих – в смысле активной позиции ребенка. Чем больше он двигается, действует в пространстве, тем лучше он его постигает.

Пространственные представления можно разделить на общие и конкретные. К общим относится знание того, что в комнате стоит определенная мебель, определенное покрытие пола, шероховатость стен, окна и силуэты для детей с остаточным зрением; дома, возле дома – тротуар, деревья, дорожки, покрытие дорожек Кроме того, важно запомнить слуховую и обонятельную картину пространства. К конкретным пространственным представлениям относятся знания о расположении объектов в каком-то определенном пространстве. Для ориентировки в пространстве важны как общие, так и конкретные представления о пространстве.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Великая педагогика:

Средства развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
Одной из главных целей в развитие ребенка – дошкольника является развитие его познавательной активности. Развивая познавательную сферу ребёнка-дошкольника, необходимо стремиться создать такие условия для его жизни, развития и обучения, чтобы богатейшее эмоционально-чувственное восприятие мира позво ...

Влияние дидактической игры на развитие внимания младших школьников
Активизировать учебный процесс, добиться устойчивого внимания можно, зная, что среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес, возникающий в процессе учения. Он не только активизирует внимание, умственную деятельность в данный момент, но и направляет ее к ...

Характеристика системы образования Франции
Современная система французского образования считается одной из самых передовых в мире. Основные ее особенности - преобладание государственных учебных заведений и бесплатность обучения для всех, включая иностранцев. Государство вкладывает огромные деньги в развитие образования и науки, только на об ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru