Исследование коммуникативных умений у детей с умственной отсталостью в степени дебильности

Педагогическая информация » Коммуникативные умения у детей с умственной отсталостью в степени дебильности » Исследование коммуникативных умений у детей с умственной отсталостью в степени дебильности

Страница 6

Выявляются искажения в употреблении падежей (методика «конструирование предложений»). Учащиеся 4 класса в основном допускают ошибки в употреблении творительного и предложного падежей. Первоклассникам же свойственны нарушения во всех падежных конструкциях, также с преобладанием ошибок в употреблении творительного и всех предложно-падежных конструкций.

В результате исследования все ученики 1 и 4 класса были отнесены к низкому уровню развития грамматических навыков.

Для учащихся (1 и 4 класс) характерна вопросно-ответная и ситуативная речь. И те, и другие нуждаются в постоянной стимуляции со стороны взрослого. При рассказе у детей нарушается плавность речи (у учащихся 4 класса необходимость в подсказках меньше; паузы первоклассников отличаются большей длительностью). В простых текстах с явным смыслом ученики не могут правильно сформулировать основную мысль, упускают важные детали, требуются подсказки. У учащихся 1 класса выражено неумение последовательно и точно строить пересказ, дети могут превносить в текст несуществующие детали; 4 класс справляется с этим заданием лучше, хотя передает содержание упрощенно. Начало текста и те, и другие передают практически дословно.

По результатам исследования 15 человек 1 класса (100%) и 13 человек 4 класса (86,7%) были отнесены к низкому уровню развития связной речи. В 4 классе 2 детей (13,3%) соответствуют среднему уровню.

На недоразвитие связной речи влияет и недостаточная сформированность диалога. Ученики обоих классов часто не осознают необходимости ясно и четко передавать содержание чего-либо. Характерна неразвернутость фраз в беседе с людьми, не знающими ситуации, о которой идет разговор. Всем детям свойственна отвлекаемость в процессе диалога.

Личные отношения учащихся 4 класса характеризуются большей избирательностью, у первоклассников они имеют диффузный характер.

Суммируя вышеизложенное, можно сказать, что в процессе обучения и воспитания у умственно отсталых детей наблюдается динамика коммуникативных умений. Но поскольку в результате полученных данных учащиеся и 1, и 4 классов были отнесены к низкому уровню развития коммуникативных умений, можно сделать вывод, что процесс овладения навыками общения детьми-олигофренами является долгим и требует влияния со стороны специалистов.

Обобщая полученные в ходе исследования данные можно сделать следующие выводы:

Умственно отсталые дети часто не могут реализовать ситуативные нормы обращения и привлечения внимания, использовать нормы приветствия.

Ученики действуют сиюминутно, под влиянием импульса, не прогнозируя последствия своего поведения, проявление чувств имеют крайний характер. Средства общения подчас не соответствуют ситуации, особенно это касается навязчивых детей. Навязчивость используется учениками как способ привлечения внимания.

Зачастую дети-олигофрены не могут правильно использовать проксемические средства общения: несоблюдение дистанции, закрытая поза, двигательная расторможенность или, наоборот, заторможенность.

Низкий уровень развития кинетических средств общения (использование набора стандартных жестов, затруднения их интерпретации; плохое понимание мимики) затрудняет как выражение своих эмоций, так и понимание эмоций другого человека, что откладывает отпечаток на характер общения.

На основании вышесказанного можно сделать вывод, что умственно отсталым детям свойственна неадекватность включения в ситуацию общения.

В процессе исследования у детей-олигофренов была выявлена ограниченность представлений и знаний об окружающем мире. Это в свою очередь влияет и на словарный запас учеников.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Великая педагогика:

Роль предметно-развивающей среды в экологическом образовании дошкольника
Предметно-развивающая среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционального моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащенная среда это единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. Окружающая среда рассмат ...

Воспитание в римских школах
От первых двух веков римской истории не осталось никакого свидетельства относительно обучения детей. Первое известие о школе относится к 449 году до Р. X Обычай учреждения школ перешел к римлянам от этрусков. Первые школы в Риме были делом частной предприимчивости. Практический склад римского народ ...

Психологические особенности и основные тенденции коммуникативного развития учащего среднего школьного возраста
Говоря о ребёнке школьного возраста как активном, целенаправленном, внутренне мотивированном субъекте учебной деятельности, необходимо отметить, что этот возраст представлен, по меньшей мере, тремя разными возрастными группами, т.е. в качестве субъекта учебной деятельности выступает младший, средни ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru