Коммуникативные умения у детей с умственной отсталостью в степени дебильности

Педагогическая информация » Коммуникативные умения у детей с умственной отсталостью в степени дебильности

Одна из первых социальных потребностей ребенка – это потребность в общении. Общение – сложный и весьма многогранный процесс. Б.Д.Парыгин отметил, что этот процесс может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия людей, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимного переживания и взаимного понимания друг друга.

{LINKS}

В психологическом подходе общение определяется как специфическая форма деятельности и как самостоятельный процесс взаимодействия, необходимый для реализации других видов деятельности личности. Общение выдвигается как важнейшая социальная потребность, без реализации которой замедляется, а иногда и прекращается формирование личности.

Исследования видных психологов Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, А.Р.Лурии, Д.Б.Эльконина и их последователей показали, что психическое развитие ребенка определяется его эмоциональным контактом с близкими взрослыми, особенностями его сотрудничества с ними. От того, как сложится опыт общения в детстве зависит способность человека оценивать себя и регулировать свое поведение.

Умения общаться, т.е. коммуникативные умения, это синтез общепсихологических, социально-психологических и специально-профессиональных качеств личности. Общение как умение – сложное явление, так как представляет собой целую систему умений разного порядка и характера. Это речевые умения, социально-психологические, умения использовать в общении нормы речевого этикета и невербальные средства, умения общаться в различных организационно-коммуникативных формах деятельности.

Отсутствие умений общаться потенциального заключает в себе опасность вынужденного одиночества человека. Это своеобразный психологический тупик, у человека формируется чувство ущербности, неполноценности, озлобляет его, создает полосу «отчуждения» между ним и окружающими.

Общение людей осуществляется в основном с помощью речи. Что касается умственно отсталых, то, по мнению Л.С.Выготского, ограниченность представлений об окружающем мире, слабость речевых контактов, незрелость интересов, снижение потребности в речевом общении представляют собой значимые факторы, обусловливающие замедленное и аномальное развитие коммуникативных умений у умственно отсталых детей.

Структура коммуникативных умений включает в себя большое число компонентов, но внимание уделялось в основном изучению речевого умения. У умственно отсталых исследованием речи в психологическом аспекте занимались В.Петрова, М.Певзнер, Шлезингер, М.Зееман и другие.

Изучение коммуникативных умений умственно отсталых детей позволяет наиболее грамотно построить процесс их обучения, воспитания и развития, делает более успешной социализацию.

Данные положения говорят о значимости и актуальности проблемы.

Целью нашей работы является – изучение коммуникативных умений у детей с умственной отсталостью в степени дебильности.

Объект исследования – коммуникативные умения личности.

Предмет исследования – коммуникативные умения личности.

Предмет исследования – коммуникативные умения у детей с умственной отсталостью в степени дебильности.

Гипотеза – мы предполагаем, что коммуникативные умения у детей с умственной отсталостью в степени дебильности имеют такие черты, как неадекватность включения в ситуацию общения; отсутствие ориентации на собеседника в процессе диалога; малоразвернутость и фрагментарность связных высказываний.

Задачи исследовательской работы:

1. Рассмотреть проблему общения в психологии;

2. Систематизировать представления о коммуникативных умениях в научной литературе;

3. Исследовать коммуникативные умения у детей с умственной отсталостью в степени дебильности;

4. Провести сравнительный анализ коммуникативных умений у детей с умственной отсталостью 1 и 4 классов.

Исследование проводилось в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате VIII вида.

В исследовании принимали участие 15 учеников 1 класса (12 мальчиков и 3 девочки; возраст от 8 до 11 лет) и 15 учеников 4 класса (11 мальчиков, 4 девочки; возраст от 11 до 14 лет). Диагноз – олигофрения в степени умеренно-выраженной дебильности.

Методы:

1. Наблюдение

2. Беседа

3. Тест.

Методики:

1. Методика изучения уровня речевого развития

2. Методики Забрамной:

а) сюжетные картинки

б) рассказ по опорным картинкам.

Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложения.

Великая педагогика:

Практические основы авторской театрально-педагогической технологии «Театральные логоминутки» в работе с детьми дошкольного возраста
Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Работа по этому разделу строилась на основе новейших методик и приемов для развития разговорной, диалогической, монологической, ...

Урок с использованием компьютерного тестирования
Компьютерное тестирование само по себе нетрадиционно, т.к. все мы привыкли к тестам, выполненным на бумаге. По сравнению с традиционными формами контроля компьютерное тестирование имеет ряд преимуществ: быстрое получение результатов; объективность в оценке знаний; позволяет получить достоверную инф ...

Методы использования межпредметных связей на уроке музыки
В первой главе были рассмотрены вопросы о роли межпредметных связей на современном уроке и наиболее важные моменты по проблеме формирования интереса. Задачи исследования – соединить эти понятия в единое целое, как систему формирования интереса к предмету «Музыка». Любой материал предлагаемый педаго ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru