Коммуникативное развитие личности в онтогенезе

Страница 1

Общение – социальное взаимодействие между людьми посредством знаковых систем в целях трансляции (передачи) общественного опыта, культурного наследия и организации совместной деятельности [32]. Общение обеспечивает вхождение человека в социум.

В социальном общении происходит психическое развитие и самореализация индивида. Все психические качества человека и формируются, и проявляются в его общении с другими людьми. Эффективное общение связано с соответствующими умениями и навыками, с культурой общения.

Основное средство коммуникации – естественная устная речь, имеющая лексическую и синтаксическую организацию.

Процесс речеобразования – сложный вид деятельности. До произнесения фразы у человека возникает мотив к этому действию, затем он программирует высказывание, лексически и синтаксически его конструирует, внутренне проговаривает и лишь затем осуществляет звукоречевое выражение.

На основе речи и ее смысловой единицы – слова формируются и развиваются такие психическое процессы, как восприятие, воображение, память. На огромное значение речи для развития неоднократно указывал Л.С.Выготский, который писал: «развитие устной речи, вероятно, самое удобное явление для того, чтобы проследить механизм формирования поведения и сопоставить подход к этим явлениям, типичный для учения об условных рефлексах, с психологическим подходам к ним. Развитие речи представляет прежде всего историю того, как формируется одна из важнейших функций культурного поведения ребенка, лежащая в основе накопления его культурного опыта».

Речь формируется у ребенка постепенно, вместе с его ростом и развитием, и проходит ряд качественно различных ступеней развития. Новорожденный может издавать непроизвольные звуки: крик, хныканье и другое, выражающие ощущение голода, боли, какого-либо дискомфорта. Они являются врожденными, одинаковыми для детей всех народов. Хотя эти звуки еще не имеют ничего общего с речью, они очень важны, поскольку способствуют развитию тонких и разнообразных движений трех отделов речевого аппарата: дыхательного, голосового, артикуляционного.

Первые попытки артикуляции звуков отмечаются в 2-3 месяца. Ребенок начинает гулить. Вначале это простые певчие и гортанные звуки, затем они становятся более разнообразными. Появляются положительные эмоциональные реакции. Ребенок начинает улыбаться и смеяться во время общения со взрослым. Примерно в 5 месяцев ребенок пытается повторить артикуляционные движения губ взрослого. Эти движения приводят к закреплению двигательного навыка. Появляется лепет, повторение уже раз воспроизведенных звуков. Ребенок варьирует тон голоса. Появляется звук М. Увеличивается число произносимых гласных звуков.

Интенсивно развивается комплекс оживления. В 4-5 месяцев во время общения со взрослым почти одновременно начинает улыбаться, оживленного двигаться и издавать звуки. Мощным стимулом психического развития является развитие зрительно-моторной координации. Эмоциональные реакции приобретают дифференцированный характер. Появляется избирательная улыбка. Развивается общение с помощью жестов. Игры становятся более длительными и постоянными (ребенок манипулирует игрушками, ищет упавшую игрушку и т.д.).

В возрасте от 6 до 9 месяцев происходит активное развитие лепета. Ребенок начинает ясно произносить звуки ба, мА, да и др. В лепете появляются интонации удовольствия и неудовольствия. Ребенок начинает повторять произносимые окружающими звуки, при этом копирует их интонацию. Лепет и жесты становятся средством общения. Начинает понимать жесты окружающих его людей, узнает лица и голоса знакомых. Развиваются подражание и начальное ситуационное восприятие обращенной речи (подражание жестам, взмахивание рукой, качание головой). Ребенок находит глазами называемых членов семьи, требует к себе внимания. Отчетливо реагирует на чужих людей. Развивается активное манипулирование предметами.

Страницы: 1 2 3 4

Великая педагогика:

Использование диалогов на уроках иностранного языка
Говорение – продуктивный (экспрессивный) вид речевой деятельности (РД), посредством которого совместно с аудированием осуществляется устно-речевое общение. Содержанием говорения является выражение мыслей, передача информации в устной форме. Говорение как вид РД характеризуется следующими важнейшими ...

Характер воспитания в первых христианских общинах
Первые христианские общины возникли в I веке в Антиохии. К концу первого столетия последователи нового учения уже были рассеяны по Малой Азии, Греции, Италии, по островам Средиземного моря и по северному берегу Африки, а около 200 года - уже по всем провинциям Римского государства. Через 300 лет по ...

Характеристики и критерии оценки инноваций
По характеру вклада в науку и практику инновации можно разделить на теоретические и практические. Теоретические инновации К теоретическим относятся новые концепции, подходы, гипотезы, направления, закономерности, классификации, принципы в обучении и воспитании, методике преподавания, полученные в р ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru