Коммуникативное развитие личности в онтогенезе

Страница 1

Общение – социальное взаимодействие между людьми посредством знаковых систем в целях трансляции (передачи) общественного опыта, культурного наследия и организации совместной деятельности [32]. Общение обеспечивает вхождение человека в социум.

В социальном общении происходит психическое развитие и самореализация индивида. Все психические качества человека и формируются, и проявляются в его общении с другими людьми. Эффективное общение связано с соответствующими умениями и навыками, с культурой общения.

Основное средство коммуникации – естественная устная речь, имеющая лексическую и синтаксическую организацию.

Процесс речеобразования – сложный вид деятельности. До произнесения фразы у человека возникает мотив к этому действию, затем он программирует высказывание, лексически и синтаксически его конструирует, внутренне проговаривает и лишь затем осуществляет звукоречевое выражение.

На основе речи и ее смысловой единицы – слова формируются и развиваются такие психическое процессы, как восприятие, воображение, память. На огромное значение речи для развития неоднократно указывал Л.С.Выготский, который писал: «развитие устной речи, вероятно, самое удобное явление для того, чтобы проследить механизм формирования поведения и сопоставить подход к этим явлениям, типичный для учения об условных рефлексах, с психологическим подходам к ним. Развитие речи представляет прежде всего историю того, как формируется одна из важнейших функций культурного поведения ребенка, лежащая в основе накопления его культурного опыта».

Речь формируется у ребенка постепенно, вместе с его ростом и развитием, и проходит ряд качественно различных ступеней развития. Новорожденный может издавать непроизвольные звуки: крик, хныканье и другое, выражающие ощущение голода, боли, какого-либо дискомфорта. Они являются врожденными, одинаковыми для детей всех народов. Хотя эти звуки еще не имеют ничего общего с речью, они очень важны, поскольку способствуют развитию тонких и разнообразных движений трех отделов речевого аппарата: дыхательного, голосового, артикуляционного.

Первые попытки артикуляции звуков отмечаются в 2-3 месяца. Ребенок начинает гулить. Вначале это простые певчие и гортанные звуки, затем они становятся более разнообразными. Появляются положительные эмоциональные реакции. Ребенок начинает улыбаться и смеяться во время общения со взрослым. Примерно в 5 месяцев ребенок пытается повторить артикуляционные движения губ взрослого. Эти движения приводят к закреплению двигательного навыка. Появляется лепет, повторение уже раз воспроизведенных звуков. Ребенок варьирует тон голоса. Появляется звук М. Увеличивается число произносимых гласных звуков.

Интенсивно развивается комплекс оживления. В 4-5 месяцев во время общения со взрослым почти одновременно начинает улыбаться, оживленного двигаться и издавать звуки. Мощным стимулом психического развития является развитие зрительно-моторной координации. Эмоциональные реакции приобретают дифференцированный характер. Появляется избирательная улыбка. Развивается общение с помощью жестов. Игры становятся более длительными и постоянными (ребенок манипулирует игрушками, ищет упавшую игрушку и т.д.).

В возрасте от 6 до 9 месяцев происходит активное развитие лепета. Ребенок начинает ясно произносить звуки ба, мА, да и др. В лепете появляются интонации удовольствия и неудовольствия. Ребенок начинает повторять произносимые окружающими звуки, при этом копирует их интонацию. Лепет и жесты становятся средством общения. Начинает понимать жесты окружающих его людей, узнает лица и голоса знакомых. Развиваются подражание и начальное ситуационное восприятие обращенной речи (подражание жестам, взмахивание рукой, качание головой). Ребенок находит глазами называемых членов семьи, требует к себе внимания. Отчетливо реагирует на чужих людей. Развивается активное манипулирование предметами.

Страницы: 1 2 3 4

Великая педагогика:

Апробирование педагогических условий по развитию творческой активности школьников
В нашей работе мы определили психолого-педагогические условия по формированию творческой активности учащихся, которые были реализованы в учебно-воспитательном процессе. Мы использовали различные задания и упражнения, которые опираются на различные аспекты проявления творческой активности учащихся. ...

Особенности решения текстовых задач
С термином «задача» люди постоянно сталкиваются в повседневной жизни как на бытовом, так и на профессиональном уровне. Каждому из нас приходится решать те или иные проблемы, которые зачастую мы называем задачами. Это могут быть общегосударственные задачи (освоение космоса, воспитание подрастающего ...

Диалог как первичная форма речевой коммуникации
Диалог - это разговор двух или нескольких лиц. Диалог (от греческого разговор, беседа) – форма речи, состоящая из регулярного обмена высказываниями-репликами, на языковой состав которых взаимно влияет непосредственное восприятие речевой деятельности говорящих. Основной единицей диалога является диа ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru