Коммуникативное развитие личности в онтогенезе

Страница 1

Общение – социальное взаимодействие между людьми посредством знаковых систем в целях трансляции (передачи) общественного опыта, культурного наследия и организации совместной деятельности [32]. Общение обеспечивает вхождение человека в социум.

В социальном общении происходит психическое развитие и самореализация индивида. Все психические качества человека и формируются, и проявляются в его общении с другими людьми. Эффективное общение связано с соответствующими умениями и навыками, с культурой общения.

Основное средство коммуникации – естественная устная речь, имеющая лексическую и синтаксическую организацию.

Процесс речеобразования – сложный вид деятельности. До произнесения фразы у человека возникает мотив к этому действию, затем он программирует высказывание, лексически и синтаксически его конструирует, внутренне проговаривает и лишь затем осуществляет звукоречевое выражение.

На основе речи и ее смысловой единицы – слова формируются и развиваются такие психическое процессы, как восприятие, воображение, память. На огромное значение речи для развития неоднократно указывал Л.С.Выготский, который писал: «развитие устной речи, вероятно, самое удобное явление для того, чтобы проследить механизм формирования поведения и сопоставить подход к этим явлениям, типичный для учения об условных рефлексах, с психологическим подходам к ним. Развитие речи представляет прежде всего историю того, как формируется одна из важнейших функций культурного поведения ребенка, лежащая в основе накопления его культурного опыта».

Речь формируется у ребенка постепенно, вместе с его ростом и развитием, и проходит ряд качественно различных ступеней развития. Новорожденный может издавать непроизвольные звуки: крик, хныканье и другое, выражающие ощущение голода, боли, какого-либо дискомфорта. Они являются врожденными, одинаковыми для детей всех народов. Хотя эти звуки еще не имеют ничего общего с речью, они очень важны, поскольку способствуют развитию тонких и разнообразных движений трех отделов речевого аппарата: дыхательного, голосового, артикуляционного.

Первые попытки артикуляции звуков отмечаются в 2-3 месяца. Ребенок начинает гулить. Вначале это простые певчие и гортанные звуки, затем они становятся более разнообразными. Появляются положительные эмоциональные реакции. Ребенок начинает улыбаться и смеяться во время общения со взрослым. Примерно в 5 месяцев ребенок пытается повторить артикуляционные движения губ взрослого. Эти движения приводят к закреплению двигательного навыка. Появляется лепет, повторение уже раз воспроизведенных звуков. Ребенок варьирует тон голоса. Появляется звук М. Увеличивается число произносимых гласных звуков.

Интенсивно развивается комплекс оживления. В 4-5 месяцев во время общения со взрослым почти одновременно начинает улыбаться, оживленного двигаться и издавать звуки. Мощным стимулом психического развития является развитие зрительно-моторной координации. Эмоциональные реакции приобретают дифференцированный характер. Появляется избирательная улыбка. Развивается общение с помощью жестов. Игры становятся более длительными и постоянными (ребенок манипулирует игрушками, ищет упавшую игрушку и т.д.).

В возрасте от 6 до 9 месяцев происходит активное развитие лепета. Ребенок начинает ясно произносить звуки ба, мА, да и др. В лепете появляются интонации удовольствия и неудовольствия. Ребенок начинает повторять произносимые окружающими звуки, при этом копирует их интонацию. Лепет и жесты становятся средством общения. Начинает понимать жесты окружающих его людей, узнает лица и голоса знакомых. Развиваются подражание и начальное ситуационное восприятие обращенной речи (подражание жестам, взмахивание рукой, качание головой). Ребенок находит глазами называемых членов семьи, требует к себе внимания. Отчетливо реагирует на чужих людей. Развивается активное манипулирование предметами.

Страницы: 1 2 3 4

Великая педагогика:

Сущностно-содержательная характеристика понятий «творческая активность», «развитие творческой активности» в контексте психолого-педагогических исследований
Изучение любой проблемы связано с уточнением предмета исследования, выявлением его сущностных характеристик. В данном параграфе мы выясним, что представляет собой творческая активность учащегося, каковы её специфические особенности. Исследование творческой активности учащихся – проблема сложная и п ...

Приобщение школьников к общечеловеческим ценностям
Первого сентября маленький человек впервые переступает порог школы, с которой он простится лишь в юности. Впереди много долгих и трудных лет учения, целью которого является выпустить из школы грамотного, эрудированного и доброго человека. Как важно, чтобы эти годы для каждого ребенка стали годами р ...

Формирование монологической речи детей дошкольного возраста с нормальным речевым развитием
Вопросы формирования монологической речи детей дошкольного возраста с нормальным речевым развитием подробно рассматриваются в работах Л.А.Пеньевской; Л.П.Федоренко; Т.А.Ладыженской; М.С.Лаврик и др. Авторы отмечают, что элементы монологической речи появляются в высказываниях нормально развивавшихся ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru