Коммуникативное развитие личности в онтогенезе

Страница 2

9-12 месяцев – ребенок повторяет произносимые окружающими слоги, копирует их интонацию, воспроизводит мелодическую схему знакомых фраз. Воспроизводит различные тона. Различает отдельные шумы, звуки, слушает музыку, тиканье часов. Хорошо дифференцирует лица. Голосом выражает свои потребности и эмоции (удовольствие или неудовольствие). Отвечает действиями на словесные просьбы. Говорит ма-ма, да-да, ба-ба. Произносит 5-6 лепетных слов. Развиваются речевое общение, игровая и манипулятивная деятельность и предметная деятельность. Ребенок любит играть со звучащими предметами. Продолжается интенсивное развитие подражания. Формируются представления.

На втором году жизни ребенок узнает имена и названия предметов. Понимает слова «здесь», «сейчас». Говорит 50-70 слов; более половины употребляемых слов – существительные. В речи преобладают восклицания. Начинает произносить двух и трехсловные предложения. Появляются личные местоимения. Понимает обращенную речь, активно играет с игрушками, дифференцированно относится к окружающим. Начинает проявлять интерес к другим детям, развивается игра по подражанию. Начинает формироваться представление о схеме тела, происходит дальнейшее развитие восприятия формы и пространства.

2-3 года – ребенок оперирует развернутыми фразами. Понимает обиходную речь и содержание сказок. Активно общается с окружающими при помощи речи. Это время можно охарактеризовать как период активных форм общения. Речь становится важнейшим средством общения и формирования мышления, благодаря речи сенсорный опыт ребенка превращается в акт познания. Развивается функция обобщения на наглядно-конкретном уровне, ребенок начинает устанавливать причинно-следственные связи. Развивается самосознание, к концу периода ребенок начинает говорить о себе в первом лице и задавать много вопросов, стремится вступать в контакт с окружающими его детьми. Эмоциональные реакции носят избирательный и дифференцированный характер. Ребенок различает предметы по массе, форме, цвету, величине. Начинает складывать разрезную картинку из 2 частей, совершенствуется манипулирование кистью и пальцами. развивается представление о схеме тела.

Дошкольный возраст (с 3 до 7 лет): происходит дальнейшее развитие речи, младшие дошкольники располагают относительно ограниченным словарным запасом. Довольно часто наблюдается неправильное произнесение отдельных звуков. Участие в игровой деятельности, общение со взрослыми и сверстниками способствуют увеличению словарного запаса. Словарный запас ребенка в возрасте 6 лет равен 3,5 тысяч слов. Чем больше ребенок общается с правильно говорящими окружающими его людьми, тем быстрее и лучше развивается речь. В этот период речь занимает все большее место в процессе общения и во все возрастающей степени становится средством регулирования поведения.

Постепенно формируются навыки самообслуживания, ребенок привыкает выполнять элементарные обязанности. Ведущей деятельностью дошкольника является игра, здесь находит отражение окружающая детей действительность. В процессе игры усваиваются принятие в обществе правила и нормы поведения.

В дошкольном возрасте восприятие постепенно начинает приобретать характер самостоятельного процесса. У детей раннего возраста оно слито с практической деятельностью, с непосредственным оперированием предметами. Дошкольник еще не способен к систематическому наблюдению, часто он замечает в предмете какую-нибудь яркую деталь, упуская его существенные особенности. Но постепенно, особенно в связи с занятиями в детском саду, наблюдательность ребенка все более растет. Дети оказываются в состоянии замечать не только отдельные детали, им уже доступно восприятие сравнительно несложных ситуаций.

Страницы: 1 2 3 4

Великая педагогика:

Компенсация слепоты
Компенсация слепоты является сложным психическим образованием, системой психических процессов и свойств личности, которая формируется в процессе роста и развития ребенка. Важным моментом компенсации является вера в ребенка, в потенциальные возможности его развития. Возможность компенсации дефекта, ...

Причины трудностей и ошибок младших школьников в разборе слов по составу
Вопрос о причинах ошибок, которые допускают дети при разборе слова по составу специально изучали психологи Л.И. Бажович, Д.Н. Богоявленский и др. Они пришли к выводу, что среди младших школьников немало «наивных семантиков» и «стихийных формалистов». Первые, анализируя слово, учитывают только его л ...

Психолого-педагогические основы установления контактов с семьей школьника
Прежде чем перейти к характеристике основных форм и методов работы учителей с родителями учащихся, необходимо остановиться на выявлении некоторых психолого-педагогических правил их взаимодействия и способах установления контактов с семьей. Первое правило:В основе работы школы и классного руководите ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru