Коммуникативное развитие личности в онтогенезе

Страница 4

В разные возрастные периоды выявляется преобладание разных форм общения: так, в 6-9 месяцев при общении со взрослым у ребенка проявляется ориентировочная реакция, которая сменяется реакцией ожидания знакомого лица, оживление при его появлении. Постепенно формируется познавательный интерес, от наличия которого зависит интенсивность психического развития. Появляются элементы общения с помощью жестов: ребенок тянет руки к тому, что хочет получить, отворачивается от того, что ему не нравится. В 2-4 года основная форма общения – эмоционально-практическое общение, в 4-5 лет преобладает ситуативно-деловое общение, в 6-7 лет основной является внеситуативно-деловая форма общения. {LINKS}

В процессе общения кроме речи ребенок использует жесты, мимику, интонацию, выразительные движения. Это называется паралингвистическими, или невербальными средствами общения. К ним ребенок прибегает в случаях, когда не хочет или не может говорить или когда хочет придать высказыванию особую экспрессивную (эмоциональную) окраску.

Активность речевого общения – не единственный, но очень важный показатель диагноза и прогноза (диагностический и прогностический) при нарушениях коммуникации.

Основными признаками коммуникативной активности являются мотивированность и целесообразность высказывания, его необходимость, быстрота и точность речевой реакции, адекватность выбора языковых средств, контроль за речевой продукцией.

При активизации коммуникативной деятельности решаются познавательные задачи, совершенствуются мыслительные процессы. Коммуникативная функция речи как генетически более ранняя служит основой для становления других ее функций.

Коммуникативная функция речи считается сформированной, если ребенок свободно вступает в контакт и пользуется различными формами высказывания: сообщением, вопросом, просьбой и т.д.

Для развития коммуникативной функции речи ребенок должен овладеть средствами языка, т.е. уметь свободно выражать свои мысли речевыми средствами, используя при этом различные типы предложений, соблюдать логику передаваемой информации.

Важнейшим фактором становления коммуникативной деятельности является потребность пользоваться языковыми средствами в речевой практике. Речемыслительная деятельность является предпосылкой возникновения и развития учебно-познавательной активности.

Таким образом, коммуникативное развитие способствует общему психическому развитию и самореализации человека.

Страницы: 1 2 3 4 

Великая педагогика:

Формы организации совместной взросло-детской деятельности в процессе поэтапного формирования коммуникативных умений у детей
Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что формы совместной взросло - детской (партнерской) деятельности дошкольников недостаточно разработаны в плане наполнения их коммуникативным содержанием, в практике работы дошкольных учреждений используются как формы обучения и организуются ан ...

Структура речевой коммуникации
Вербальное общение является наиболее исследованной разновидностью человеческой коммуникации. Кроме этого, это наиболее универсальный способ передачи мысли. На вербальный человеческий язык можно ‘перевести’ сообщение, созданное с помощью любой другой знаковой системы. Например, сигнал красный свет п ...

Методические особенности решения нестандартных задач
Главная цель задач ‑ развить творческое и математическое мышление учащихся, заинтересовать их математикой, привести к "открытию" математических фактов. Я считаю, что достичь этой цели с помощью обычных стандартных задач невозможно. Опыт использования ряда нестандартных задач показыв ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru