Коммуникативное развитие личности в онтогенезе

Страница 4

В разные возрастные периоды выявляется преобладание разных форм общения: так, в 6-9 месяцев при общении со взрослым у ребенка проявляется ориентировочная реакция, которая сменяется реакцией ожидания знакомого лица, оживление при его появлении. Постепенно формируется познавательный интерес, от наличия которого зависит интенсивность психического развития. Появляются элементы общения с помощью жестов: ребенок тянет руки к тому, что хочет получить, отворачивается от того, что ему не нравится. В 2-4 года основная форма общения – эмоционально-практическое общение, в 4-5 лет преобладает ситуативно-деловое общение, в 6-7 лет основной является внеситуативно-деловая форма общения.

В процессе общения кроме речи ребенок использует жесты, мимику, интонацию, выразительные движения. Это называется паралингвистическими, или невербальными средствами общения. К ним ребенок прибегает в случаях, когда не хочет или не может говорить или когда хочет придать высказыванию особую экспрессивную (эмоциональную) окраску.

Активность речевого общения – не единственный, но очень важный показатель диагноза и прогноза (диагностический и прогностический) при нарушениях коммуникации.

Основными признаками коммуникативной активности являются мотивированность и целесообразность высказывания, его необходимость, быстрота и точность речевой реакции, адекватность выбора языковых средств, контроль за речевой продукцией.

При активизации коммуникативной деятельности решаются познавательные задачи, совершенствуются мыслительные процессы. Коммуникативная функция речи как генетически более ранняя служит основой для становления других ее функций.

Коммуникативная функция речи считается сформированной, если ребенок свободно вступает в контакт и пользуется различными формами высказывания: сообщением, вопросом, просьбой и т.д.

Для развития коммуникативной функции речи ребенок должен овладеть средствами языка, т.е. уметь свободно выражать свои мысли речевыми средствами, используя при этом различные типы предложений, соблюдать логику передаваемой информации.

Важнейшим фактором становления коммуникативной деятельности является потребность пользоваться языковыми средствами в речевой практике. Речемыслительная деятельность является предпосылкой возникновения и развития учебно-познавательной активности.

Таким образом, коммуникативное развитие способствует общему психическому развитию и самореализации человека.

Страницы: 1 2 3 4 

Великая педагогика:

Игра как метод обучения лексической стороне речи
Лексика – это основной строительный материал нашей речи, ее содержательная сторона. Владение лексикой является важной предпосылкой развития речевых умений. Способность осуществлять автоматически, относительно самостоятельно ряд действий и операций, связанных с вызовом слова из долговременной памяти ...

Особенности педагогического контроля усвоения содержания образования и оценка результатов образовательного процесса
Контроль знаний учащихся как основной элемент оценки качества образования Особенности педагогического контроля и оценки успеваемости учащихся Контроль знаний учащихся как основной элемент оценки качества образования Контроль знаний учащихся является одним из основных элементов оценки качества образ ...

Рекомендации по накоплению фактического материала для проведения уроков тематического рисования
На занятиях тематическим рисованием вопросы композиции занимают большое место и имеют важное значение в развитии творчества детей. Анализируя порядок проведения уроков многими учителями, а также внутреннюю связь между уроками по различным видам работ (рисование с натуры, на темы и т. д.), отметим н ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru