Исследование коммуникативных умений у детей с умственной отсталостью в степени дебильности

Педагогическая информация » Коммуникативные умения у детей с умственной отсталостью в степени дебильности » Исследование коммуникативных умений у детей с умственной отсталостью в степени дебильности

Страница 1

Исследование проводилось в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе – интернате VIII вида.

В исследовании принимали участие 15 учеников 1 класса (12 мальчиков, 3 девочки; возраст от 8 до 11 лет) и 15 учеников 4 класса (11 мальчиков, 4 девочки; возраст от 11 до 14 лет). Диагноз: олигофрения в степени умеренно-выраженной дебильности. {LINKS}

Методы:

- наблюдение

- беседа

- тест

Для изучения коммуникативных умений детей проводилось наблюдение за их свободным общением. В процессе наблюдения необходимо было обратить внимание на характер общения, инициативность, умение вступать в диалог, поддерживать и вести его, слушать собеседника, понимать, ясно выражать свои мысли.

Также, наблюдая за поведением ребенка, нужно обратить внимание на то, как он держится в новой обстановке:

а) боится, стесняется, неуверен в себе;

б) спокоен, собран, организован;

в) излишне подвижен, болтлив, нет чувства дистанции;

г) безучастен, не реагирует на новую обстановку.

Во время беседы необходимо учесть как реагирует ребенок на вопросы – отвечает вяло или живо, добродушен или негативистичен, сдержан либо безучастен и другое.

Беседа должна протекать живо и непринужденно. Начинать ее лучше с простых вопросов.

Вопросы, которые можно предложить ребенку:

I. Вопросы, непосредственно относящиеся к ребенку и его семье (Как тебя зовут? Сколько тебе лет? Когда у тебя день рождения? и другие).

II. Вопросы, с помощью которых выясняется, как ребенок ориентируется во времени и пространстве (В каком городе ты живешь? Какие ты знаешь времена года? Сколько месяцев в году? и т.д.)

III. Вопросы, с помощью которых выясняется кругозор ребенка (Как называется наша страна? Какие праздники ты знаешь? Каких животных ты знаешь? и другие)

IV. Вопросы, касающиеся интересов, игр ребенка (Чем ты любишь занимались? В какие игры ты любишь играть? Что ты умеешь делать? и другие)

Из методики изучения уровня речевого развития нами были взяты следующие субтесты:

I. наблюдение за свободным общением

II изучение уровня связной речи детей – для этого используется методика «пересказа текста». Детям предлагается прослушать небольшие по объему незнакомые рассказ или сказку.

Пересказы детей анализируется по следующим показателям:

1. понимание текста

2. структурирование текста

3. лексика

4. грамматика

5. плавность речи

Каждый показатель оценивается отдельно. Высшая оценка воспроизведения текста – 10 баллов. Таким образом, оценка 10 баллов соответствует высокому уровню воспроизведения текста, свыше 5 баллов – среднему уровню, меньше 5 баллов – низкому уровню.

III. изучение словарного запаса детей – необходимо выявить способность детей быстро подбирать наиболее точное слово, употреблять обобщающие слова

1. классификация понятий

2. подбор антонимов

3. подбор синонимов

4. подбор определений

После выполнения 4 заданий подсчитывается суммарная оценка. Высшая оценка – 60 баллов, соответствует высокому уровню; 35-50 баллов среднему, менее 35 баллов – низкому уровню лексического развития ребенка.

IV. изучение грамматической стороны речи – необходимо выявить уровень владения грамматическими конструкциями, умение самостоятельно образовывать слова.

1. понимание грамматических структур

2. образование форм имен существительных, обозначающих детенышей животных

3. конструирование предложений.

После выполнения 3 заданий, подсчитывается их суммарная оценка. Высшая оценка 50 баллов, соответствует высокому уровню; 32-49 баллов – среднему; менее 32 баллов – низкому уровню.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Великая педагогика:

Интегративное знание в содержании общего среднего образования
Одна из задач модернизации отечественной системы общего среднего образования связана с профилизацией его старшей ступени, когда углубленное изучение профильных курсов сопровождается уменьшением количества учебных часов, отводимых на остальные предметы. Последние, согласно Базисному учебному плану, ...

Принципы контролирования успеваемости
Контролирование, оценивание знаний, умений - очень древние компоненты педагогической технологии. Возникнув на заре цивилизации, контролирование и оценивание являются непременными спутниками школы, сопровождают ее развитие. Тем не менее, по сей день идут жаркие споры о смысле оценивания, его техноло ...

Психолого-педагогические и социальные факторы формирования трудновоспитуемости в начальной школе
На основании анализа современной научно-педагогической литературы можно выделить 3 существенных признака, составляющих содержание понятия «трудные дети». Первым признаком является наличие у детей или подростков отклоняющегося от нормы поведения. Для удобства пользуются сокращением «отклоняющееся по ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru