Исследование коммуникативных умений у детей с умственной отсталостью в степени дебильности

Педагогическая информация » Коммуникативные умения у детей с умственной отсталостью в степени дебильности » Исследование коммуникативных умений у детей с умственной отсталостью в степени дебильности

Страница 4

Школьники редко используют сложные предложения. Им свойственной употребление в основном простых нераспространенных или распространенных предложений, с прямым дополнением. Частое непонимание причинно-следственных и временных связей; непонимание подтекста. {LINKS}

2. изучение словарного запаса

После выполнения 4 заданий, направленных на выявление словарного запаса (см. Приложение, гистограммы 7-10), подсчитывается суммарная оценка. Мы получили следующее: все ученики 1 класса (100%) и 11 учеников 4 класса (73,3%) соответствуют низкому уровню лексического развития. Средний уровень у 4 учеников 4 класса – 26,7%.

Для всех детей характерна бедность словарного запаса. Наблюдается отсутствие слов обобщающего характера (ярко выражено у первоклассников) – «классификация понятий». Наибольшую трудность при обобщении вызывают группы фруктов и овощей, также затруднения в группе транспорт. Ученикам тяжело подобрать слово, противоположное по значению данному («подбор антонимов»). В речи противопоставления по признаку используются редко. Умственно отсталые дети употребляют лишь незначительное количество слов, обозначающих признаки предмета («подбор определений»). В основном это цвет, вкус или величина.

Пассивный словарь детей с трудом актуализируется, для воспроизведения слова нужен наводящий вопрос.

3. изучение грамматической стороны речи

После суммирования данных, полученных в результате выполнения 3 заданий (см. Приложение, гистограмма 12-14), было выявлено, что все дети (1 и 4 класс) соответствуют низкому уровню развития грамматических навыков.

У детей-олигофренов наблюдается недостаточная сформированность словообразования и словоизменения: трудности образования прилагательных от существительных, глаголов с приставками, множественного числа и другое.

Выявляются искажения в употреблении падежей. Характерны пропуск, замена предлогов, искажение окончаний. Наибольшее количество ошибок встречается при употреблении творительного и предложного падежей. Неправильное понимание конструкций с предлогами наблюдается намного реже, чем неправильное употребление.

4. изучение уровня практического осознания элементов речи

Все дети (1 и 4 класс) соответствуют низкому уровню осознания языковых элементов: 1 балл – 15 человек 1 класса (100 %) и 1 человек 4 класса (6,7%); 2 балла – 14 человек 4 класса (93,3%).

Данные этой методики подтверждаются результатами наблюдения и беседы.

Методика «Сюжетные картинки»

А. Сюжетная картинка с явным смыслом

Всем детям (1 и 4 класс) доступно понимание содержания картинки.

Б. Сюжетная картинка со скрытым смыслом.

Первоклассники не могут понять скрытый смысл картинки. Ученики 4 класса также затрудняются при выполнении этого задания, всегда требуется помощь в форме наводящих вопросов.

В. Последовательные картинки с явным смыслом сюжета.

Ученики 1 класса затрудняются сложить картинки последовательно, требуется помощь в виде наводящих вопросов, подсказок. Двое детей (13,3%) справились с заданием самостоятельно. Смогли составить элементарный рассказ по картинке 6 человек (40%), 9 человек ограничились простым описанием отдельных картинок.

Части учеников 4 класса также требуются наводящие вопросы. Самостоятельно справились 5 человек (33,3%) Элементарный рассказ могут составить 12 детей (80%).

Г. Последовательные картинки со скрытым смыслом сюжета

Ученики 1 и 4 классов не в состоянии установить последовательность сюжетных картинок со скрытым смыслом.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Великая педагогика:

Восприятие и представление
В обыденной жизни слово «представление» употребляется в различных значениях. Оно может означать понимание, выра­жаемое, например, вопросом: «Ты представляешь себе, что ты натворил?», упо­требляться в значении знания о чем-то, например в высказывании «Я не пред­ставляю себе [не знаю], что это такое» ...

Средства развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
Одной из главных целей в развитие ребенка – дошкольника является развитие его познавательной активности. Развивая познавательную сферу ребёнка-дошкольника, необходимо стремиться создать такие условия для его жизни, развития и обучения, чтобы богатейшее эмоционально-чувственное восприятие мира позво ...

Анализ учебно-методической литературы по математике
Один из рассмотренных источников – «Общая методика преподавания математики» Саранцева Г.И., в котором рассмотрены основные положения методики. В данной книге мотивация рассматривается как этап при формировании математических понятий и теорем. Также указаны типы упражнения, рекомендуемые на данном э ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru