Исследование коммуникативных умений у детей с умственной отсталостью в степени дебильности

Педагогическая информация » Коммуникативные умения у детей с умственной отсталостью в степени дебильности » Исследование коммуникативных умений у детей с умственной отсталостью в степени дебильности

Страница 4

Школьники редко используют сложные предложения. Им свойственной употребление в основном простых нераспространенных или распространенных предложений, с прямым дополнением. Частое непонимание причинно-следственных и временных связей; непонимание подтекста. {LINKS}

2. изучение словарного запаса

После выполнения 4 заданий, направленных на выявление словарного запаса (см. Приложение, гистограммы 7-10), подсчитывается суммарная оценка. Мы получили следующее: все ученики 1 класса (100%) и 11 учеников 4 класса (73,3%) соответствуют низкому уровню лексического развития. Средний уровень у 4 учеников 4 класса – 26,7%.

Для всех детей характерна бедность словарного запаса. Наблюдается отсутствие слов обобщающего характера (ярко выражено у первоклассников) – «классификация понятий». Наибольшую трудность при обобщении вызывают группы фруктов и овощей, также затруднения в группе транспорт. Ученикам тяжело подобрать слово, противоположное по значению данному («подбор антонимов»). В речи противопоставления по признаку используются редко. Умственно отсталые дети употребляют лишь незначительное количество слов, обозначающих признаки предмета («подбор определений»). В основном это цвет, вкус или величина.

Пассивный словарь детей с трудом актуализируется, для воспроизведения слова нужен наводящий вопрос.

3. изучение грамматической стороны речи

После суммирования данных, полученных в результате выполнения 3 заданий (см. Приложение, гистограмма 12-14), было выявлено, что все дети (1 и 4 класс) соответствуют низкому уровню развития грамматических навыков.

У детей-олигофренов наблюдается недостаточная сформированность словообразования и словоизменения: трудности образования прилагательных от существительных, глаголов с приставками, множественного числа и другое.

Выявляются искажения в употреблении падежей. Характерны пропуск, замена предлогов, искажение окончаний. Наибольшее количество ошибок встречается при употреблении творительного и предложного падежей. Неправильное понимание конструкций с предлогами наблюдается намного реже, чем неправильное употребление.

4. изучение уровня практического осознания элементов речи

Все дети (1 и 4 класс) соответствуют низкому уровню осознания языковых элементов: 1 балл – 15 человек 1 класса (100 %) и 1 человек 4 класса (6,7%); 2 балла – 14 человек 4 класса (93,3%).

Данные этой методики подтверждаются результатами наблюдения и беседы.

Методика «Сюжетные картинки»

А. Сюжетная картинка с явным смыслом

Всем детям (1 и 4 класс) доступно понимание содержания картинки.

Б. Сюжетная картинка со скрытым смыслом.

Первоклассники не могут понять скрытый смысл картинки. Ученики 4 класса также затрудняются при выполнении этого задания, всегда требуется помощь в форме наводящих вопросов.

В. Последовательные картинки с явным смыслом сюжета.

Ученики 1 класса затрудняются сложить картинки последовательно, требуется помощь в виде наводящих вопросов, подсказок. Двое детей (13,3%) справились с заданием самостоятельно. Смогли составить элементарный рассказ по картинке 6 человек (40%), 9 человек ограничились простым описанием отдельных картинок.

Части учеников 4 класса также требуются наводящие вопросы. Самостоятельно справились 5 человек (33,3%) Элементарный рассказ могут составить 12 детей (80%).

Г. Последовательные картинки со скрытым смыслом сюжета

Ученики 1 и 4 классов не в состоянии установить последовательность сюжетных картинок со скрытым смыслом.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Великая педагогика:

Построение образовательного процесса в интернатном учреждении
Понимание целостного образовательного процесса как педагогически целесообразной организации жизнедеятельности отражает суть работы сиротского учреждения при реализации модели индивидуального развития личности. Дело в том, что дети-сироты не только учатся и воспитываются в детском доме, но живут в н ...

Анализ сущности понятия «метод проектов»
Слово «метод» имеет греческое происхождение. В переводе оно означает путь к чему-либо. С точки зрения дидактики, метод – это совокупность приемов, операций овладения определенной областью знания, той или иной деятельностью. Это путь познания, способ организации процесса познания. Слово «проект» име ...

Технология проектного обучения иностранным языкам на старшей ступени средней общеобразовательной школы
При описании методики использования проектного обучения ИЯ на старшей ступени обучения средней общеобразовательной школы необходимо рассмотреть конкретные обучающие действия учителя и учебные действия учеников в процессе проектной деятельности с учетом основных психолого-педагогических факторов и с ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru