Исследование коммуникативных умений у детей с умственной отсталостью в степени дебильности

Педагогическая информация » Коммуникативные умения у детей с умственной отсталостью в степени дебильности » Исследование коммуникативных умений у детей с умственной отсталостью в степени дебильности

Страница 7

В словаре детей отсутствуют слова обобщающего характера, преобладают существительные с конкретным значением. Часто встречается неточное употребление слов (диффузное, расплывчатое значение). Дети легче воспринимают сходство предметов, чем их различия. Поэтому они усваивают прежде всего общие признаки сходных предметов. Умственно отсталые дети не знают названий многих предметов, которые их окружают, особенно названий отдельных частей.

Характерна замена глаголов с приставками на бесприставочные. Наблюдаются смешания слов одного рода, вида.

Нами было установлено, что ученики употребляют лишь незначительное количество слов, обозначающих признаки предмета. Это цвет, величина, вкус. Редко употребляют прилагательные, обозначающие внутренние качества человека. Пассивный словарь детей с трудом актуализируется, часто для воспроизведения слова нужен наводящий вопрос.

Умственно отсталым детям свойственен низкий уровень развития грамматических навыков. Были выявлены искажения в употреблении падежей, особенно творительного и предложного. Характерны пропуск, замена предлогов, искажение окончаний. Детям намного лучше дается понимание конструкций с предлогами, нежели их употребление. Допускаются ошибки при выполнении заданий на согласование прилагательного с существительным в роде, числе и падеже. Ученики неправильно употребляют форму родительного падежа множественного числа существительных, смешивают окончание окончаний. Трудности согласования наречия много и существительного, нарушение словообразования. Дети-олигофрены в большинстве случаев употребляют простые нераспространенные предложения, либо простые распространенные с прямым дополнением. Часто наблюдается фрагментарность предложений, особенно при рассказе по картинке. Для умственно отсталых учеников характерен низкий уровень осознания языковых элементов.

Недоразвитие лексико-грамматического строя особенно резко проявляется в связной речи.

Речь умственно отсталых детей чаще всего носит вопросно-ответный характер. Ученики нуждаются в постоянной стимуляции со стороны взрослого, которая проявляется либо в виде вопросов, либо в подсказке. Речь с опорой на наглядную ситуацию осуществляется детьми легче. У школьников нет потребности четко передавать содержание чего-либо. В рассказе часто нарушается логическая последовательность, связь между отдельными частями. Связные тексты подчас состоят из отдельных фрагментов, не составляющих единого целого.

Речевая активность детей быстро истощается. Но когда появляется интерес к теме, меняется и характер высказываний, они становятся более развернутыми и связными. То есть на характер высказываний влияет мотивация.

На связность речи влияют и особенности заданий. Пересказ осуществляется детьми легче, чем самостоятельный рассказ. Но и он имеет свои особенности у умственно-отсталых детей: пропускаются многие важные детали, содержание передается упрощенно, нарушается плавность речи. Ученики очень часто не могут правильно сформулировать основную мысль текста. Правильное, почти дословное изложение деталей начала рассказа при нарушении воспроизведения остальной части. У школьников обнаруживается непонимание причинно-следственных, временных и пространственных отношений. Дети могут добавлять события, детали, которые отсутствовали в тексте.

Из этих данных следуют, что связные высказывания умственно отсталых детей малоразвернуты и фрагментарны.

Рассматривая общение детей-олигофренов на уровне диалога, можно выделить следующее: диалог редко возникает по инициативе умственно отсталого ребенка, так как олигофрены мало интересуются окружающим миром, у них мало поводов задавать вопросы взрослым и вступать с ними в беседу.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9

Великая педагогика:

Диагностика уровня толерантности у младших школьников
В анкетировании приняли участие учащиеся 4 класса, в количестве 26 человек, их родители, в количестве 26 человек и педагоги, в количестве 5 человек. Для диагностики уровня толерантности у младших школьников было проведено анкетирование Я.А. Батрак «Анкеты самооценки навыков толерантного поведения м ...

Средство экологического образования
Вопрос изучения природы и экология стоят на первом месте среди всех проблем, волнующих человечество. Поэтому необходимо вносить в общество экологическую культуру, экологическое воспитание. Большинство педагогов связывают экологическое воспитание детей дошкольного возраста лишь с привитием им любви ...

Изучение арифметических действий и их свойств в различных системах обучения
В программе Моро М.И. уделяется значительное внимание формированию у учащихся осознанных и прочных, во многих случаях доведенных до автоматизма навыков вычислений, программа предполагает вместе с тем и доступное детям обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, осознание тех ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru