Исследование коммуникативных умений у детей с умственной отсталостью в степени дебильности

Педагогическая информация » Коммуникативные умения у детей с умственной отсталостью в степени дебильности » Исследование коммуникативных умений у детей с умственной отсталостью в степени дебильности

Страница 3

Дети-олигофрены употребляют в основном лишь стандартные жесты, понимание же их при использовании другими людьми затруднено. В процессе беседы часто не смотрят на собеседника, поворачиваются в другую сторону.

Навязчивые дети не соблюдают дистанцию, постоянно используют тактильные средства общения (дотрагивания, поглаживания), которые очень часто бывают не к месту. Многие ученики во время беседы не чувствуют эмоциональное состояние партнера, не улавливают подходящий момент для общения. Вследствие этого дети часто не могут прогнозировать развитие ситуации. {LINKS}

Умственно отсталые школьники гораздо жестче и сильнее отвечают на конфликт. Нет постепенных и связных переходов. Часто не могут найти компромиссного решения. Крайний характер имеет и проявление чувств радости, веселья, огорчения.

У учеников 1 класса нет особой избирательности в личных отношениях, они имеют диффузный характер. Положение в коллективе зависит от оценки взрослого.

На замечания учителей и воспитателей умственно отсталые дети реагируют по-разному: возбудимые ученики 4 класса не слушают и поступают по-своему, бурно реагируя на замечания; возбудимые первоклассники выполняют требования, но через некоторое время делают то же самое; заторможенные дети выслушивают молча, обижаются.

Методика изучения уровня речевого развития

1. изучение уровня связной речи детей

а) понимание текста: все ученики 1 класса (100%) набрали 0 баллов, т.е. не могли правильно сформулировать основную мысль текста.

Учащиеся 4 класса: 0 баллов набрали 9 человек (60%); 1 балл – 5 человек (33,3%) – требовалась помощь, наводящие вопросы; 2 балла – 1 человек (6,7%) – основная мысль текста сформулирована

б) структурирование текста:

нарушение структуры текста (0 баллов) – 14 человек 1 класса (93,3%) и 4 человека 4 класса (26,7%).

Некоторые отклонения от структуры текста (1 балл) характерны для 1 ученика 1 класса (6,7%) и для 10 учеников 4 класса (66,7%).

Умение последователь строить пересказ наблюдается у 1 человека 4 класса (6,7%)

в) лексика: бедность лексики, отсутствие замены авторских выразительных средств собственными (0 баллов) характерны для всех учеников 1 класса (100 %) и 10 учеников 4 класса (66,7%).

У 5 человек 4класса (33,3 %) присутствуют попытки замены авторских выразительных средств собственными – 1 балл

г) грамматика: неправильное построение предложений, неумение использовать сложные предложения (0 баллов) – 15 учеников 1 класса (100 %), 7 учеников 4 класса (46,6%).

Небольшое количество грамматических ошибок (1 балл) – 7 детей 4 класса (46,7%).

Правильное построение предложений (2 балла) – 1 ученик 4 класса – 6,7%

д) плавность речи: многочисленные паузы, необходимость в подсказках (0 баллов) – 15 учеников 1 класса (100 %) и 11 учеников 4 класса (73,3%).

Небольшое количество подсказок, короткие паузы (1 балл) – 4 человека 4 класса – 26,7% (см. Приложение, гистограмма 5).

Обобщая полученные данные, мы выяснили, что все дети 1 класса (100 %) относятся к низкому уровню развития связной речи. Ученики 4 класса: 13 человек (86,7%) соответствуют низкому, 2 человека (13,3%) – среднему уровню.

То есть дети не могут правильно сформулировать основную мысль текста, выделить главное. Не могут последовательно и точно строить пересказ, сопоставить его со структурой содержания. Передают текст упрощенно, пропускают многие важные детали. Начало рассказа воспроизводится учениками почти дословно, дальше дети могут путаться, добавлять то, чего не было в тексте.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Великая педагогика:

Практические основы авторской театрально-педагогической технологии «Театральные логоминутки» в работе с детьми дошкольного возраста
Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Работа по этому разделу строилась на основе новейших методик и приемов для развития разговорной, диалогической, монологической, ...

Особенности обучения чтению на старшем этапе обучения
Применение того, или иного вида чтения в обучении иностранному языку, зависит от целей и задач обучения, от этапа обучения и также, от возрастных особенностей учащихся. Исследователи А.К. Маркова и Н.И. Гальскова относят к старшему школьному возрасту 9 – 11 классы обучения (15-17 лет). Для повышени ...

Коммуникативные взаимосвязи в образовательном процессе
Человеческое бытие есть всегда «бытие с другими». Качество человеческой жизни, надежды на счастье, успешность человека связаны с умением правильно строить взаимодействие с различными людьми, эффективно общаться. В сфере образования общение, с одной стороны, есть средство познания и приобщения к ист ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru