Исследование коммуникативных умений у детей с умственной отсталостью в степени дебильности

Педагогическая информация » Коммуникативные умения у детей с умственной отсталостью в степени дебильности » Исследование коммуникативных умений у детей с умственной отсталостью в степени дебильности

Страница 8

Далеко не все учащиеся умеют поддерживать диалог, часто не слушают то, о чем их спрашивают. Детям трудно концентрировать внимание на беседе, особенно при наличии побочных раздражителей, которые отвлекают их. Бедность активного словаря, трудности актуализации пассивного. Это также откладывает отпечаток на активность участия в диалоге. Затрудняют общение недостаточность овладения грамматическим строем, недостатки произношения. {LINKS}

Отмечается речевая замкнутость детей-олигофренов, они могут молчать в ответ на вопросы, либо отвечать предельно кратко. Часто высказывания односложные и стереотипные. В то же время на уроках учащиеся часто задают не относящиеся к теме вопросы, выкрикивают отдельные реплики; перебивают, если что-то сами хотят сказать.

В процессе диалога умственно отсталые дети часто не смотрят на собеседника, могут заниматься какими-то своими делами. Поза при этом общении подчас закрытая. Отсутствуют такие приемы слушания, как поддакивание («ага», «да-да»), вопросы, характерны нерелевантные высказывания (не относящиеся к делу). Ученики не всегда могут определить эмоциональное состояние партнера по общению, это связано с недостаточным пониманием мимики.

Речь школьников в большинстве своем монотонная, маловыразительная, лишена сложные и тонких эмоциональных оттенков, в одних случаях замедленная, в других – ускоренная.

Из этих данных следует, что у умственно отсталых детей отсутствует ориентация на собеседника в процессе диалога.

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что выдвинутая нами гипотеза подтвердилась, то есть коммуникативные умения у детей с умственной отсталостью в степени дебильности имеют такие черты, как недостаточная адекватность включения в ситуацию общения; отсутствие ориентации на собеседника в процессе диалога; малоразвернутость и фрагментарность связных высказываний.

В ходе выполнения работы нами были решены следующие задачи.

Мы рассмотрели проблему общения в психологии. Этот феномен привлекает внимание не только психологов, но и других специалистов, в частности, социологов и философов. Исследования общения осложняется различием трактовок самого понятия. Так, А.С.Золотнякова понимала общение как социально- и личностно-ориентированный процесс, в котором реализуются не только личностные отношения, Но и установки на социальные нормы. А.А.Бодалев предлагает рассматривать общение как «взаимодействие людей, содержанием которого является обмен информацией с помощью различных средств коммуникации для установления взаимоотношений между людьми». А.А.Леонтьев понимает общение «как социальный феномен», субъект которого «следует рассматривать не изолированно». В то же время он подходит к общению как к условию «любой деятельности человека».

В психологическом подходе общение выдвигается как важнейшая социальная потребность, которая является следствием взаимодействия личности и социокультурной среды, причем последняя служит одновременно и источником формирования данной потребности. Таким образом общение является сложным и весьма многогранным процессом.

Нами были систематизированы представления о коммуникативных умениях. Умения общаться раскрывают технологический уровень характеристики личности как субъекта общения и представляют собой синтез общепсихологических, социально-психологических и специально-профессиональных качеств личности. Коммуникативные умения формируются двумя путями: в ходе разнообразной социальной практики, в которую личность включена и в ходе специальной подготовки к общению. Выделяют следующие аспекты подготовки к общению: развитие особенностей мышления; формирование навыка свободного владения речью; развитие определенных личностных особенностей; формирование определенных установок в сфере общения (отношения к партнеру по общению как к цели, интереса к процессу общения, терпимости к общению как диалогу); развитие и формирование новых коммуникативных умений.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9

Великая педагогика:

Принципы, формы построения, средства и содержание занятий по народному танцу
Одним из основных принципов хореографического образования является постепенность, систематичность и последовательность наращивания развивающе-тренирующих воздействий. Данный принцип обусловливает необходимость систематического повышения требований к проявлению у учащихся двигательных и связанных с ...

Грядущая реформа русской орфографии
Как известно, населению России грозит орфографическая реформа. Новый закон «О русском языке», проект которого ждет своей очереди в Думе, грозит уголовными наказаниями за безграмотность. Авторы этого законодательного акта не дали себе труда задуматься, что в стране уже действует мощная «орфографичес ...

Влияние занятий по изобразительной деятельности на развитие навыков пейзажного рисования
Итоги констатирующего эксперимента позволили спроектировать дальнейшую работу по развитию навыков пейзажного рисования на занятиях для детей старшего дошкольного возраста. Для этого, в рамках формирующего эксперимента, были поставлены следующие задачи: Разработать и апробировать систему занятий, сп ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru