Особенности обучения чтению на старшем этапе обучения

Страница 1

Применение того, или иного вида чтения в обучении иностранному языку, зависит от целей и задач обучения, от этапа обучения и также, от возрастных особенностей учащихся.

Исследователи А.К. Маркова и Н.И. Гальскова относят к старшему школьному возрасту 9 – 11 классы обучения (15-17 лет). {LINKS}

Для повышения эффективности учебного процесса следует учитывать особенности психологического развития старших школьников. А.К. Маркова выделяет следующие особенности развития учащихся старших классов:

Появляется избирательность внимания, которая определяется главным образом тем, как учащийся оценивает практическое значение учебного предмета;

Мышление старших школьников приобретает активный самостоятельный и творческий характер;

Происходит быстрое обогащение нравственных, интеллектуальных и эстетических чувств школьника. Следовательно, эмоциональная основа внимания старших школьников становится более многосторонней, затрагивающей различные стороны личности;

Кроме того, старшеклассникам свойственно ответственное отношение к учению.

Чтение представляет большие возможности для развития интеллекта и, следовательно, соответствует психологическим особенностям старшеклассников. Однако необходимо учесть ряд моментов, способствующих эффективности обучения чтению и повышению его общеобразовательного значения.

Как пишет Ю.С. Швецова, при обучении чтению в старших классах должны быть одновременно предусмотрены: с одной стороны, объективные трудности, с которыми встречается обучаемый при овладении этим видом речевой деятельности на этапе средней школы и пути их преодоления, с другой стороны, психологические особенности старшеклассников, методические приемы обучения, адекватные целям и условиям их реализации.

В этой связи актуальной представляется позиция Б.В. Беляева, рассматриваемая исследователем Ю.С. Швецовой, о том, что для более или менее свободного чтения учащиеся должны обладать довольно большим объемом лексики. Работа с лексикой целесообразна тем, что соответствует одной из особенностей старшеклассников, а именно их стремлению к конкретности знаний, желанию добиваться реальных достижений в учебе. На наш взгляд, также можно говорить о том, что постоянное и зримое наращивание лексического запаса приносит учащимся удовлетворение и желание расширять знания, в то время как становление умений и навыков мало ощущается школьниками.

Как пишут методисты Н.Д. Гальскова и Н.И. Гез, на старшем этапе обучения осуществляется коррекция и совершенствование техники чтения.

Рассматривая вопрос об особенностях обучению чтению в старших классах, Н.И. Гез приводит мнение исследователей М.В. Ляховицкого и А.А. Миролюбова о том, что на старшем этапе обучения учащиеся овладевают приемами просмотрового чтения, а развитие ознакомительного и изучающего чтения доводиться до уровня зрелости. В этой связи, важным оказывается тезис Н.И. Гез о том, «что преемственность между отдельными ступенями обучения проявляется в постепенном усложнении задач, а также в том, что каждая предшествующая ступень подготавливает следующую: прежде, чем вводиться новый вид чтения, учащиеся на предыдущей ступени овладевают необходимыми для него приемами». То есть, учащиеся сначала овладевают языковым материалом и приемами осуществления деятельности, и лишь после этого приступают к самой деятельности: к чтению текстов.

Мы соглашаемся с утверждением Т.Г. Егорова о том, что «техника чтения не является достаточным условием понимания текста, тем не менее, большой разрыв между технической и смысловой сторонами чтения невозможен» . Развивая данную мысль, Н.И. Гез и Н.Д. Гальскова отмечают, что одновременное восприятие формы и содержания, характерное для зрелого, опытного читателя, обеспечивает полное понимание текста.

Страницы: 1 2 3

Великая педагогика:

Общая структура системы образования Азербайджанской Республики
Система образования Азербайджанской Республики включает в себя следующие элементы: Дошкольное воспитание. Общее образование: начальное образование; основное образование; среднее образование. Специальное профессиональное образование: профессионально-техническое образование; среднее специальное образ ...

Комплекс мероприятий по воспитанию толерантности у младших школьников МБОУ - СОШ № 168
На основе полученных результатов диагностики уровня толерантности младших школьников целью воспитания толерантности был подготовлен комплекс мероприятий воспитания толерантности младших школьников «Я в Мире людей», который состоит из четырех направлений: Первое направление: знакомство детей младшег ...

Технология проектного обучения иностранным языкам на старшей ступени средней общеобразовательной школы
При описании методики использования проектного обучения ИЯ на старшей ступени обучения средней общеобразовательной школы необходимо рассмотреть конкретные обучающие действия учителя и учебные действия учеников в процессе проектной деятельности с учетом основных психолого-педагогических факторов и с ...

Категории

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru