Экологическая культура как результат экологического образования

Педагогическая информация » Экологическое образование детей среднего дошкольного возраста » Экологическая культура как результат экологического образования

Страница 1

Человек является частью окружающего мира и подчиняется общим закономерностям развития. У людей, живущих в современном обществе, множество проблем. Но, пожалуй, одной из самых острых и насущных является проблема сохранения окружающей среды. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его компетентного участия в их решении. В этих условиях экологическое образование во всех его звеньях приобретает приоритетное значение. {LINKS}

Мы рождены природой. На протяжении многих столетий на всей планете люди жили в тесном контакте с ней: она давала им кров и пропитание, лекарства и защиту, В те времена человек боготворил природу и вынужден был так строить свои взаимоотношения с ней, чтобы сохранить необходимые ресурсы.

На современном этапе развития общества тенденция к ухудшению экологического состояния нашей планеты не только сохраняется, но и с каждым годом возрастает. Кризисная ситуация в обществе привела к искажению взаимоотношений человека с природным окружением как средой его жизнедеятельности, что в конечном счете изменило природное, социальное и культурное окружение. В результате научно-технического прогресса деятельность общества оказывает огромное влияние на природу, вторгается в ее естественный механизм саморегуляции, резко видоизменяет условия существования живой материи. За последние десятилетия исчезли многие виды животных и растений, кислотные дожди привели к закислению почв и гибели лесов; вследствие сброса технологических отходов изменился видовой состав флоры и фауны и т.д. Потребительским отношением к природе, неразумным вмешательством в неё, человек создал многие экологические проблемы, которые теперь вызывают оправданную тревогу. Как отмечают учёные (А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, Б.Г. Иоганзен, Н.Н. Моисеев, И.Т. Суравегина, ATI. Сидельковский и др.), выход из экологического кризиса техническими средствами невозможен. Именно поэтому необходимость поиска наиболее эффективных путей в решении задач экологического образования и на основе этого формирование экологически ориентированной личности является на сегодняшний день достаточно острой и актуальной.

Экологическое образование должно сопровождать человека на протяжении всей жизни. Первой «ступенькой» в системе экологического образования является дошкольное детство. Средний дошкольный возраст наиболее благоприятен для экологического развития детей. Это обусловлено тремя главными особенностями возраста: психологической включенностью в мир природы, восприятием природных объектов в качестве полноправных субъектов, стремлением к непрагматическому взаимодействию с миром природы. В дошкольном детстве происходит интеграция ребенка в общество и культуру, осуществляется присвоение им экологической субкультуры детства, которая обеспечивает фундамент для развития экологичной личности, обладающей экоцентрическим типом экологического сознания.

Формирование и развитие экологической культуры ребенка напрямую зависит от того, в каких условиях он живет, как организован процесс его воспитания, какие люди его окружают, поэтому система отношений «педагог-родители-дети-природа» является приоритетной в педагогическом процессе детского сада. Интенсивное развитие экологических представлений в дошкольном возрасте повышает познавательный интерес у детей и непосредственно влияет на дальнейшее обучение их в школе.

Методологической основой формирования экологической культуры является учение о единстве природы и общества, исторической взаимосвязи и социальной обусловленности отношения человека к природе, о достижении полной гармонии этих отношений. В обобщенном виде мировоззрение человека включает систему научных знаний о природе и обществе, а так же и убеждения в их не разрывной связи и взаимодействии. Это позволяет человеку осуществлять свою деятельность, сообразуясь с законами природы в плане как личных поступков, поведения, действия, так и общественно значимой трудовой жизни.

Следует подчеркнуть нравственно-эстетическую сторону отношения личности к природе и ее воздействие на личность. Природа – неиссякаемый и вечный источник красоты. Нравственно-эстетическое отношение к природе обогащается ее отображением в художественных образах литературы и искусства, с которыми знакомятся дошкольники.

Страницы: 1 2

Великая педагогика:

Значение развития психофизических качеств у детей 6-7 лет
Воспитание психофизических качеств - необходимое условие полноценного физического развития дошкольников. Чтобы ползать, ходить, бегать, прыгать, метать - нужно обладать соответствующими двигательными качествами, которые необходимо развивать. Изучением того, что представляют собой психофизеские каче ...

Индивидуальный подход к одаренным детям
Одаренные дети представляют собой совершенно особую часть детского населения, которой требуется индивидуализированное обучение. Необходимо уделять больше внимания развитию у детей творческих способностей, интеллектуальной инициативы, критического мышления, социальной ответственности и качеств беско ...

Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по проблеме развития экспрессивной лексики детей средствами народной сказки
В конце эксперимента было проведено итоговое контрольное обследование детей. Цель обследования – выявить динамику эффективности проведенной работы по обогащению экспрессивной лексикой детей старшего дошкольного возраста в результате обучения на формирующем этапе эксперимента. Для обследования были ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru