Человек является частью окружающего мира и подчиняется общим закономерностям развития. У людей, живущих в современном обществе, множество проблем. Но, пожалуй, одной из самых острых и насущных является проблема сохранения окружающей среды. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его компетентного участия в их решении. В этих условиях экологическое образование во всех его звеньях приобретает приоритетное значение. {LINKS}
Мы рождены природой. На протяжении многих столетий на всей планете люди жили в тесном контакте с ней: она давала им кров и пропитание, лекарства и защиту, В те времена человек боготворил природу и вынужден был так строить свои взаимоотношения с ней, чтобы сохранить необходимые ресурсы.
На современном этапе развития общества тенденция к ухудшению экологического состояния нашей планеты не только сохраняется, но и с каждым годом возрастает. Кризисная ситуация в обществе привела к искажению взаимоотношений человека с природным окружением как средой его жизнедеятельности, что в конечном счете изменило природное, социальное и культурное окружение. В результате научно-технического прогресса деятельность общества оказывает огромное влияние на природу, вторгается в ее естественный механизм саморегуляции, резко видоизменяет условия существования живой материи. За последние десятилетия исчезли многие виды животных и растений, кислотные дожди привели к закислению почв и гибели лесов; вследствие сброса технологических отходов изменился видовой состав флоры и фауны и т.д. Потребительским отношением к природе, неразумным вмешательством в неё, человек создал многие экологические проблемы, которые теперь вызывают оправданную тревогу. Как отмечают учёные (А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, Б.Г. Иоганзен, Н.Н. Моисеев, И.Т. Суравегина, ATI. Сидельковский и др.), выход из экологического кризиса техническими средствами невозможен. Именно поэтому необходимость поиска наиболее эффективных путей в решении задач экологического образования и на основе этого формирование экологически ориентированной личности является на сегодняшний день достаточно острой и актуальной.
Экологическое образование должно сопровождать человека на протяжении всей жизни. Первой «ступенькой» в системе экологического образования является дошкольное детство. Средний дошкольный возраст наиболее благоприятен для экологического развития детей. Это обусловлено тремя главными особенностями возраста: психологической включенностью в мир природы, восприятием природных объектов в качестве полноправных субъектов, стремлением к непрагматическому взаимодействию с миром природы. В дошкольном детстве происходит интеграция ребенка в общество и культуру, осуществляется присвоение им экологической субкультуры детства, которая обеспечивает фундамент для развития экологичной личности, обладающей экоцентрическим типом экологического сознания.
Формирование и развитие экологической культуры ребенка напрямую зависит от того, в каких условиях он живет, как организован процесс его воспитания, какие люди его окружают, поэтому система отношений «педагог-родители-дети-природа» является приоритетной в педагогическом процессе детского сада. Интенсивное развитие экологических представлений в дошкольном возрасте повышает познавательный интерес у детей и непосредственно влияет на дальнейшее обучение их в школе.
Методологической основой формирования экологической культуры является учение о единстве природы и общества, исторической взаимосвязи и социальной обусловленности отношения человека к природе, о достижении полной гармонии этих отношений. В обобщенном виде мировоззрение человека включает систему научных знаний о природе и обществе, а так же и убеждения в их не разрывной связи и взаимодействии. Это позволяет человеку осуществлять свою деятельность, сообразуясь с законами природы в плане как личных поступков, поведения, действия, так и общественно значимой трудовой жизни.
Следует подчеркнуть нравственно-эстетическую сторону отношения личности к природе и ее воздействие на личность. Природа – неиссякаемый и вечный источник красоты. Нравственно-эстетическое отношение к природе обогащается ее отображением в художественных образах литературы и искусства, с которыми знакомятся дошкольники.
Великая педагогика:
Классификация технологий. Общая характеристика гуманитарных технологий
В современной научно-теоретической литературе и практической деятельности выдающихся отечественных педагогов выделяются три основных вида технологий: технические, экономические и гуманитарные. Гуманитарные технологии подразделяются на управленческо-гуманитарные (человековедческие), педагогические и ...
Особенности развития творчества в дошкольном детстве
Отечественные педагоги и психологи рассматривают творчество как создание человеком объективно и субъективно нового. Именно субъективная новизна составляет результат творческой деятельности детей дошкольного возраста. Рисуя, вырезая и наклеивая, ребенок дошкольного возраста создает для себя субъекти ...
Направления воспитания толерантности у младших школьников в школесоциализация
толерантность школьный возраст
Воспитание толерантности в школе у младших школьников представляет собой целенаправленный, планомерно организованный процесс. Воспитание толерантности не может и не должно быть эпизодическим, оно даст хорошие всходы лишь в том случае, когда проблема воспитания толерантности будет решаться ежедневно ...