Искусство и технология воспитания

Педагогическая информация » Психология и педагогика » Искусство и технология воспитания

Страница 1

Теория воспитания как самостоятельная часть педагогической на­уки оформилась в XIX в., в начале которого немецкий педагог и психолог Иоганн Фридрих Гербарт выделил теорию воспитания как вторую, равноценную обучению часть педагогики. В 1806 году вышел его ос­новной труд со знаменательным названием «Общая педагогика, выве­денная из цели воспитания». Эту книгу можно рассматривать как пер­вый опыт научного построения теории воспитания. Главную цель вос­питания Гербарт определял как гармонию воли с этическими идеями, в этом плане интересно его высказывание о подавлении «дикой резво­сти» ребенка. {LINKS}

В качестве методологии достижения целей воспитания Гербарт выдвигал тезис о «воспитывающем обучении», в процессе которого должен развиваться многосторонний интерес ребенка к окружающе­му миру. В качестве основных выделялись шесть форм интереса : эмпирический интерес к реальным событиям и явлениям, умозритель­ный (или спекулятивный) интерес к причинам вещей и явлений эстетический интерес к прекрасному, симпатический — к близким людям, социальный — к людям вообще и религиозный. В свою очередь, осно­вой интереса Гербарт считал внимание, рассматривал его как инстру­мент интереса и, как следствие этого, считал возбуждение произволь­ного и непроизвольного внимания важнейшей дидактической задачей воспитания.

Решение проблемы нравственного воспитания строилось на пяти базовых нравственных идеях (или принципах). Это, во-первых, идея внутренней свободы, реализация которой развивает в человеке качества цельности и независимости в делах и суждениях. Во-вторых, идея совершенства, дающая человеку непротиворечи­вость и «внутреннюю гармонию». Третья идея этики и нравственного воспитания — идея благорасположения, заключающаяся в согласова­нии воли человека с потребностями, желаниями других людей. Чет­вертая идея — идея права, которая лежит в основе урегулирования конфликтного поведения людей. И наконец, идея справедливости, ко­торая должна служить руководящим началом в отношениях между людьми и в отношениях между человеком и обществом. На основании принципа справедливости, должна присуждаться награда человеку, принесшему пользу обществу, или должно применяться наказание к человеку, нарушающему закон.

Сеточки зрения современной педагогики под воспитанием подра­зумевается целенаправленная деятельность по формированию у детей (и не только у детей) системы социально приветствуемых качеств лич­ности, моральных и этических норм и убеждений. В рамках такого оп­ределения могут быть выделены два аспекта. Первый аспект — рас­смотрение воспитания в широком смысле как процесса социализации личности под воздействием на нес общества в целом, что происходит в ходе формирования взаимоотношений личности с различными обще­ственными институтами, такими как семья, школа, рабочие коллекти­вы, средства массовой информации, явления и средства культуры, об­щественные организации и т.д. Во втором аспекте воспитание рас­сматривается в более узком, педагогическом смысле как специальным образом организованный, управляемый процесс формирования лич­ности, целенаправленно осуществляемый педагогами и родителями.

Исходя из сказанного цели процесса воспитания заключаются в формировании гармоничной, духовно богатой, всесторонне развитой личности. В результате воспитания человек должен обладать творче­ской и интеллектуальной индивидуальностью, высоким уровнем куль­туры, моральных и нравственных норм, должен быть социально ком­петентным и востребованным, способным к совершенствованию себя и внешнего мира.

Таким образом, любые формы воспитания осуществляются непос­редственно в ходе процессов социализации личности, т. е. в процессе усвоения человеком норм, установок, ценностей, образцов поведения, присущих данному обществу, данному общественному слою, группе людей. Процессы социализации и воспитания могут проходить сти­хийно и целенаправленно, причем в первом варианте на человека воз­действуют многие, часто противоречивые факторы общественной жизни. В частности, часто противоречащими являются нормы общест­ва и нормы определенного общественного слоя или группы людей. Сложность процесса воспитания во многом определяется сложностью установления приоритетов, упорядочения в сознании человека мо­ральных и этических норм общества в целом, семьи, социальной груп­пы, к которой он принадлежит, социальной группы, к вхождению в ко­торую он стремится.

В качестве примера можно рассмотреть различие норм поведения школьника в отношении списывания результатов самостоятельных ра­бот, принятых среди сверстников, и норм, приветствуемых воспитате­лями, преподавателями и родителями. В качестве другого типичного примера можно привести различия в нормах справедливости и воз­можности покрывать проступки друзей. Эти нормы часто бывают раз­ными и противоречащими друг другу, например, с точки зрения закона и с точки зрения правил определенного социального слоя, являющего­ся значимым для данного конкретного человека. Спрашивается, как должен в подобных случаях вести себя воспитатель, чтобы привить воспитуемому правильный взгляд на вещи, тем более что во многих случаях вопрос, что представляет собой правильный взгляд, остается весьма спорным?

Страницы: 1 2 3

Великая педагогика:

Интерактивное обучение на уроках немецкого языка
Слово «интерактивный» происходит от слова «интеракция» – взаимодействие (учителя и обучаемых, детей друг с другом и т.п.), В современной практике преподавания иностранного языка эффективно применяется ряд личностно ориентированных технологий, которые обеспечивают самоопределение и самореализацию уч ...

Виды тестового контроля знаний
При подготовке материалов для тестового контроля необходимо придерживаться следующих основных правил: Нельзя включать ответы, неправильность которых на момент тестирования не может быть обоснована учащимися. Неправильные ответы должны конструироваться на основе типичных ошибок и должны быть правдоп ...

Этапы подготовки и проведения эксперимента
I. Диагностический этап. Анализ затруднений учителя, изучение литературы, опыта преодоления аналогичных затруднений другими, анализ учебно-воспитательного процесса, выявление и формулировка противоречий, которые можно разрешить с помощью нововведения. Выявление проблемы и обоснование ее актуальност ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru