Искусство и технология воспитания

Педагогическая информация » Психология и педагогика » Искусство и технология воспитания

Страница 2

Именно такие принципиальные сложности, возникающие практи­чески на каждом шагу процесса воспитания, делают обоснованны: отношение к воспитанию скорее как к искусству, чем как к науке или ремеслу.

Классификация видов воспитания может проводиться по несколь­ким принципам. Наиболее обобщенная классификация по содержа­тельному основанию разделяет воспитание на умственное, нравствен­ное, физическое и трудовое. Более подробная классификация этого ти­па может включать в себя такие виды воспитания, как разные типы патриотического воспитания, интернациональное, правовое, экологи­ческое, экономическое, гражданское и другие виды. Другим типом яв­ляется классификация по институциональному принципу, когда вос­питание разделяется на семейное, школьное, внешкольное, религиозное, воспитание в детских и юношеских организациях дополнитель­ного образования (таких, как кружки по интересам, спортивные сек­ции) и т. д. {LINKS}

На рубеже XX в. на стыке педагогики и психологии зародилось но­вое направление, получившее впоследствии название педологии (от pais —дитя и logos — наука). Вообще говоря, в развитии основ педоло­гии кроме педагогов и психологов принимали активное участие веду­щие ученые из разных областей науки: психиатры, дефектологи, физи­ологи. Одним из основных положений педологии было представление о ребенке как целостной системе, что может быть коротко обозначено как принцип целостности. Как следствие этого педология считала, что ребенок не должен изучаться и уж тем более воспитываться «по на­правлениям», но только комплексно, с учетом всех сторон его деятель­ности. С современных позиций этот принцип может быть истолкован как идея о необходимости тесного взаимопроникновения различных областей антропологических наук в педагогическую практику. Дан­ный принцип как бы реализовывал ранний тезис К. Д. Ушинского, ко­торый еще в 1867 г. в работе «Человек как предмет воспитания» писал, что «если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его во всех отношениях».

Комплексный подход к педагогическому процессу определял и другие принципы педологии. Генетический принцип указывает, что ре­бенка можно понять только учитывая фактор его постоянного разви­тия. «Застывшая» педагогика, не основанная на постоянном анализе тенденций развития, невозможна. Классическим примером этого принципа может служить вывод Л. С. Выготского о происхождении внутренней речи взрослого из эгоцентрической речи ребенка. По Вы­готскому, эгоцентрическая речь ребенка — это «речь для себя», подго­товительная стадия, которая в ходе возрастного развития не исчезает бесследно, а превращается во внутреннюю речь взрослого человека, который, как известно, часто ведет длительные внутренние монологи и диалоги.

Третий принцип педологии — принцип социального контекста развития. В неявном виде важность социального контекста для разви­тия полноценной личности и получения нормального образования бы­ло ясно давно, в частности, классическое доказательство этого — опи­сания уровня психического развития детей в сравнении с судьбой Ма­угли. Тем не менее явное введение этого положения в педагогическую теорию и практику представляло собой важнейший этап их развития. Причины этого во многом связаны с тем, что до настоящего времени в педагогике, психологии и смежных науках, таких, как психогенетика, активно обсуждается вопрос о точном, количественном соотношении наследственных (генетических) и приобретенных (средовых) компо­нент личности.

Актуальным, например, является вопрос о том, какой вклад в пси­хическое развитие ребенка дает не максимальное (здесь все ясно), но небольшое изменение социального контекста. При этом следует также заметить, что по данным психогенетики одно и то же изменение среды дает разный эффект на разных этапах возрастного развития ребенка. Одним из наиболее эффективных методов изучения влияния социаль­ной среды и наследственных факторов является метод сравнения пове­дения разлученных монозиготных близнецов. Монозиготные близне­цы имеют строго одинаковый набор генного материала (генов). Такие близнецы идентичны по своему происхождению, так как развиваются после деления одной оплодотворенной материнской яйцеклетки (зиго­ты). (Обычные близнецы, как и все родные братья и сестры, являются дизиготными и в среднем имеют только 50% одинаковых генов. Такие близнецы развиваются из разных яйцеклеток, оплодотворенных раз­ными сперматозоидами отца.) В итоге изучение поведения монозигот­ных близнецов, разлученных в разные возрастные периоды, дает «чис­тый» экспериментальный материал, говорящий о влиянии разной со­циальной среды на один и тот же биологический организм.

Данные различных психогенетических исследований подтвержда­ют педологический принцип социального контекста, причем показы­вают, что социальная среда влияет не только на уровень развития ин­теллекта, например по критерию IQ, но заметно сказываются и на антропологи­ческих показателях возрастного развития, таких, как рост, мышечная масса, формирование скелета и пр. Исходя из этого, оправдывается и четвертый принцип педологии, говорящий о том, что педагогическая наука должна быть не только теоретической, но и практической (прин­цип практической ориентации). В связи с этим педологи работали в 306 школах, детских садах, различных специальных детских учреждени­ях, в том числе с трудными подростками. Они на практике осуществля­ли работу в соответствии со всеми четырьмя принципами педологии, проводили активное консультирование, занимались психодиагности­кой, работой с родителями. Психодиагностика и психологическое тес­тирование занимали одно из важных мест в практической деятельно­сти педологов.

Страницы: 1 2 3

Великая педагогика:

Языковые и лексические игры при обучении немецкому языку
Место игр на уроке и отводимое игре время зависит от ряда факторов: а) подготовки учащихся; б) изучаемого материала; в) конкретных целей и условий урока. Если игра используется в качестве тренировочного упражнения при первичном закреплении, то ей можно отвести 20-25 минут урока. В дальнейшем эта иг ...

Методы использования межпредметных связей на уроке музыки
В первой главе были рассмотрены вопросы о роли межпредметных связей на современном уроке и наиболее важные моменты по проблеме формирования интереса. Задачи исследования – соединить эти понятия в единое целое, как систему формирования интереса к предмету «Музыка». Любой материал предлагаемый педаго ...

Вопросы классификации видов чтения
Являясь одновременно и целью и средством обучения иностранному языку, чтение играет важную роль в образовательном процессе. Овладение учащимися умением читать на иностранном языке является одной из практических целей изучения этого предмета в школе. Как пишет Н.И. Гез, перед школой стоит задача обе ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru