Искусство и технология воспитания

Педагогическая информация » Психология и педагогика » Искусство и технология воспитания

Страница 2

Именно такие принципиальные сложности, возникающие практи­чески на каждом шагу процесса воспитания, делают обоснованны: отношение к воспитанию скорее как к искусству, чем как к науке или ремеслу.

Классификация видов воспитания может проводиться по несколь­ким принципам. Наиболее обобщенная классификация по содержа­тельному основанию разделяет воспитание на умственное, нравствен­ное, физическое и трудовое. Более подробная классификация этого ти­па может включать в себя такие виды воспитания, как разные типы патриотического воспитания, интернациональное, правовое, экологи­ческое, экономическое, гражданское и другие виды. Другим типом яв­ляется классификация по институциональному принципу, когда вос­питание разделяется на семейное, школьное, внешкольное, религиозное, воспитание в детских и юношеских организациях дополнитель­ного образования (таких, как кружки по интересам, спортивные сек­ции) и т. д. {LINKS}

На рубеже XX в. на стыке педагогики и психологии зародилось но­вое направление, получившее впоследствии название педологии (от pais —дитя и logos — наука). Вообще говоря, в развитии основ педоло­гии кроме педагогов и психологов принимали активное участие веду­щие ученые из разных областей науки: психиатры, дефектологи, физи­ологи. Одним из основных положений педологии было представление о ребенке как целостной системе, что может быть коротко обозначено как принцип целостности. Как следствие этого педология считала, что ребенок не должен изучаться и уж тем более воспитываться «по на­правлениям», но только комплексно, с учетом всех сторон его деятель­ности. С современных позиций этот принцип может быть истолкован как идея о необходимости тесного взаимопроникновения различных областей антропологических наук в педагогическую практику. Дан­ный принцип как бы реализовывал ранний тезис К. Д. Ушинского, ко­торый еще в 1867 г. в работе «Человек как предмет воспитания» писал, что «если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его во всех отношениях».

Комплексный подход к педагогическому процессу определял и другие принципы педологии. Генетический принцип указывает, что ре­бенка можно понять только учитывая фактор его постоянного разви­тия. «Застывшая» педагогика, не основанная на постоянном анализе тенденций развития, невозможна. Классическим примером этого принципа может служить вывод Л. С. Выготского о происхождении внутренней речи взрослого из эгоцентрической речи ребенка. По Вы­готскому, эгоцентрическая речь ребенка — это «речь для себя», подго­товительная стадия, которая в ходе возрастного развития не исчезает бесследно, а превращается во внутреннюю речь взрослого человека, который, как известно, часто ведет длительные внутренние монологи и диалоги.

Третий принцип педологии — принцип социального контекста развития. В неявном виде важность социального контекста для разви­тия полноценной личности и получения нормального образования бы­ло ясно давно, в частности, классическое доказательство этого — опи­сания уровня психического развития детей в сравнении с судьбой Ма­угли. Тем не менее явное введение этого положения в педагогическую теорию и практику представляло собой важнейший этап их развития. Причины этого во многом связаны с тем, что до настоящего времени в педагогике, психологии и смежных науках, таких, как психогенетика, активно обсуждается вопрос о точном, количественном соотношении наследственных (генетических) и приобретенных (средовых) компо­нент личности.

Актуальным, например, является вопрос о том, какой вклад в пси­хическое развитие ребенка дает не максимальное (здесь все ясно), но небольшое изменение социального контекста. При этом следует также заметить, что по данным психогенетики одно и то же изменение среды дает разный эффект на разных этапах возрастного развития ребенка. Одним из наиболее эффективных методов изучения влияния социаль­ной среды и наследственных факторов является метод сравнения пове­дения разлученных монозиготных близнецов. Монозиготные близне­цы имеют строго одинаковый набор генного материала (генов). Такие близнецы идентичны по своему происхождению, так как развиваются после деления одной оплодотворенной материнской яйцеклетки (зиго­ты). (Обычные близнецы, как и все родные братья и сестры, являются дизиготными и в среднем имеют только 50% одинаковых генов. Такие близнецы развиваются из разных яйцеклеток, оплодотворенных раз­ными сперматозоидами отца.) В итоге изучение поведения монозигот­ных близнецов, разлученных в разные возрастные периоды, дает «чис­тый» экспериментальный материал, говорящий о влиянии разной со­циальной среды на один и тот же биологический организм.

Данные различных психогенетических исследований подтвержда­ют педологический принцип социального контекста, причем показы­вают, что социальная среда влияет не только на уровень развития ин­теллекта, например по критерию IQ, но заметно сказываются и на антропологи­ческих показателях возрастного развития, таких, как рост, мышечная масса, формирование скелета и пр. Исходя из этого, оправдывается и четвертый принцип педологии, говорящий о том, что педагогическая наука должна быть не только теоретической, но и практической (прин­цип практической ориентации). В связи с этим педологи работали в 306 школах, детских садах, различных специальных детских учреждени­ях, в том числе с трудными подростками. Они на практике осуществля­ли работу в соответствии со всеми четырьмя принципами педологии, проводили активное консультирование, занимались психодиагности­кой, работой с родителями. Психодиагностика и психологическое тес­тирование занимали одно из важных мест в практической деятельно­сти педологов.

Страницы: 1 2 3

Великая педагогика:

Использование метода информационно-компьютерных технологий на уроках искусства
Реализация компетентстного подхода к информационно-технологической подготовке педагога к уроку искусства требует осмысления на теоретическом и практическом уровне. Модернизация общего образования влечет за собой изменение требований к профессиональной деятельности учителя. Важным направлением модер ...

Технология педагогического процесса по С. Д. Шевченко
Системообразующим компонентом созданной С. Д. Шевченко педагогической системы является технология педагогического процесса. Под термином «технология процесса» автор понимает совокупность операций, осуществление которых должно привести к необходимым результатам. Особенности усвоения урочной темы (из ...

Прогнозирование при подготовке эксперимента
На основе анализа всей программы эксперимента, обязательного учета реальных учебных и воспитательных возможностей конкретных учащихся, обсуждения программы с коллегами, ее научной экспертизы учитель-экспериментатор, прежде чем приступить к реализации программы, к дальнейшему поиску, обязан сделать ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru