Использование метода проектов на уроках иностранного языка требует грамотного подхода и тщательной подготовки, как со стороны учащихся, так и со стороны педагога. Для того чтобы организовать проектную деятельность учащихся среднего школьного возраста, необходимо, во-первых, уточнить основные черты метода проектов. Анализ методической литературы по исследуемой проблеме позволил считать таковыми следующие: {LINKS}
1) ориентация и востребованностъ личного опыта обучающихся. Учащиеся проводят исследования различных явлений, аспектов жизни, которая их окружает: рассказывают о своей семье, составляют альбом достопримечательностей для туристов, газету о своем классе, проводят интервью по различным вопросам, исследуют социальные проблемы общества. В хорошо продуманном и правильно разработанном проекте они получают возможность использовать знания, которые приобрели в учебной аудитории для реальных личностно значимых целей в условиях естественной ситуации за пределами класса;
2) проецирование деятельности учащихся за пределы классной аудитории (интервью на улице, походы в различные учреждения и организации, где есть иноязычно говорящие работники). Такая тактика помогает вывести общение из учебного в реальное;
3) свобода действий и самостоятельность участников проекта являются не только в отсутствии и незначительном контроле преподавателя на многих этапах работы над проектом, но и в самостоятельном выборе темы проекта, формы работы, ее конечного результата, контроля, презентации проекта, а также в выборе языковых средств, в самостоятельном поиске недостающих путей и способов работы. Все это придает особую осмысленность учению учащихся, помогает им видеть свои перспективы, цели работы, оценить результаты. Тем самым они получают возможность проявить ответственность в учении, как перед собой, так и членами группы;
4) неограниченные возможности индивидуализации деятельности учащихся и комбинирования парных, групповых, совместных видов работы. При варьировании преподавателем таких видов работы у учащихся формируются некоторая мобильность, гибкость в выборе наиболее подходящего для реализации метода, умение работать в коллективе, взаимопомощь и взаимное обогащение учебным и личным опытом. Эффективным является принцип пирамиды, который заключается в том, что после предварительного обсуждения в классе учащиеся получают задание для индивидуальной проработки того или иного учебного материала (дома или в классе) и в парах, а затем в общей дискуссии;
5) партнерская позиция преподавателя. Преподаватель и учащиеся становятся равными субъектами творческой проектной деятельности; руководящая и доминирующая позиция преподавателя не способствует достижению успеха в таком виде совместной деятельности;
6) целостность, единство проекта. В этом заключается отличие метода проектов от традиционной порционной подачи знаний от урока к уроку;
7) создание материального продукта. И.А. Бим считает, что «проект, его материальный продукт обычно завершает какую-либо ступень обучения (большую или малую), придавая ей законченность и создавая некий зримый рубеж, который ученику обязательно надо достигнуть, прежде чем идти дальше [5, с. 5 – 8]. Это помогает учащимся приобрести умения самоконтроля и самооценки, при помощи которых они анализируют успешность своей деятельности в учении, опираясь на конечный продукт проекта». Продуктом творческой проектной деятельности может стать сборник эссе, подготовленный учащимися, письменный оклад, стенгазета, альбом, радио-, видеопрограмма, презентация, телемост и др.
Великая педагогика:
Методологические основания изучения уровня правовой воспитанности младших школьников
Проведя подробный анализ психологической и методической литературы, мы пришли к выводу, что проблема формирования нравственных представлений и поступков у младших школьников в процессе внеклассного чтения в настоящее время является крайне актуальной. Наш эксперимента проходил в три этапа: подбор ме ...
Теоретическое обоснование психолого-педагогических условий развития
творческой активности детей подросткового возраста
Стимулирование творческой активности учащихся в процессе обучения осуществляется посредством определённых приёмов, средств и соответствующих условий, которые и создают предпосылки для проявления творчества. Под «условием» в психолого-педагогическом смысле следует понимать: Всё то, от чего зависит д ...
Психолого–педагогическая характеристика ребенка младшего школьного возраста
В современной системе воспитания младший школьный возраст охватывает период жизни ребенка от 7 до 10 – 11 лет (I – IV классы школы). В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Начало обучения ...