Под остротой зрения подразумевается “способность глаз видеть раздельно две светящиеся точки при минимальном расстоянии между ними”. За нормальную остроту зрения принимается “способность различать детали объекта под углом зрения, равным 1 минуте” В зависимости от степени снижения остроты зрения на лучше видящем глазу при использовании обычных средств коррекции (очков) выделяются: {LINKS}
Слепые – острота зрения от 0 до 0,04 включительно.
Слабовидящие – острота зрения от 0,05 до 0,2.
Среди лиц, относящихся к категории слепых, принято выделять:
Абсолютно или тотально слепых.
Частично или парциально слепых, имеющих либо светоощущение (способность различать свет и тьму), либо формальное зрение (возможность различения формы предмета, т.е. выделения фигуры из фона), острота которого варьируется от 0,005 до 0,04.
Причины слепоты.
Слепота у детей бывает врожденной и приобретенной. Врожденная слепота чаще всего является следствием повреждений или заболеваний плода в период внутриутробного развития.
Анализ причин слепоты и слабовидения показывает, что в 92% случаев слабовидения и в 88% случаев слепоты эти недостатки имеют врожденный характер . Врожденные заболевания и аномалии развития органа зрения могут быть следствием внешних и внутренних повреждающих факторов. Примерно 30% из них – наследственные формы (тапеторетинальная дегенерация, миопия, врожденная глаукома, атрофия зрительного нерва, ретролентальная фиброплазия).
В исследованиях Кирилловой Л.И. отмечаются наследственные нарушения обмена веществ в виде альбинизма, наследственные заболевания, приводящие к нарушению развития глазного яблока – врожденный анофтальм, микрофтальм; заболевания роговой оболочки – дистрофия роговицы; наследственная патология сосудистой оболочки – аниридия, колобома сосудистой оболочки; врожденные катаракты (имелись также катаракты генетического происхождения); отдельные формы патологии сетчатки; дегенерация Штаргардта, атрофия Лебера, врожденная атрофия.
Кроме наследственных факторов у незрячих и частичновидящих детей имеются аномалии развития органа зрения как следствие внешних и внутренних отрицательных факторов, действовавших в период эмбрионального развития плода – патологического течения беременности, перенесенных матерью вирусных заболеваний, токсоплазмоза, краснухи и т.д.
Определенное место среди причин глубокого нарушения зрения занимают алкогольные и наркотические интоксикации, авитаминозы. Среди детей с нарушением зрения следует выделить группу недоношенных детей с ретинопатией (снижение чувствительности сетчатки), при которой чаще всего наступает тотальная слепота.
Осознание ребенком своего отличия от нормальновидящих детей
Проблема переживания своего дефекта в дошкольном возрасте связана с пониманием и осознанием ребенком самого себя, своей личности, своего Я, как особого, отличающегося от нормальновидящих детей; пониманием того, что он не в состоянии осуществлять связи и контакты, выполнять ряд действий, основанных на зрительной перцепции. И это вызывает у него чувство неудовлетворения собой. Поэтому важно выяснить, осознает ли ребенок себя как личность, имеющую свои собственные потребности и особенности.
Понимание своего дефекта и осознание необходимости его коррекции способствует возникновению актов саморегуляции. В то же время недостаточная сформированность произвольных психических процессов и возникновение пассивной позиции по отношению к окружающему у ребенка с нарушениями зрения затрудняет и замедляет процесс становления саморегуляции.
Чтобы сгладить у дошкольника с нарушениями зрения специфические проблемы социальной адаптации нужно развивать навыки и качества ребенка, помогающие ему жить в обществе, разрешая возникающие конфликты и трудности, как с помощью взрослых, так и самостоятельно.
Великая педагогика:
Малые фольклорные жанры, как средство развития речи детей младшего
дошкольного возраста
В последние годы, наряду с поиском современных моделей воспитания, возрастает интерес к фольклористике, возрождаются лучшие образцы народной педагогики. Фольклор - одно из действенных и ярких средств ее, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувс ...
Организация и содержание экспериментального обучения
После обследования нам необходимо провести формирующий этап, где главной задачей второй этапа восстановительного обучения является закрепление образа рукописной и печатной буквы, но уже не отдельно, а внутри слова, где все буквы находятся в сочетании друг с другом и поэтому требуют наиболее тонкого ...
Педагогическое тестирование, преимущества и
недостатки тестового контроля знаний
Тестирование как одна из форм контроля знаний Виды тестового контроля знаний Тестирование как одна из форм контроля знаний Одна из важных задач квалиметрии - быстрая и надежная оценка знаний человека. Теория педагогических тестов рассматривается как часть педагогической квалиметрии. Исследовалось с ...