Работа воспитателя многогранна. В процессе обучения детей воспитатель использует различные формы, виды и содержания работы, и вся его деятельность (здесь имеется в виду именно роль и место воспитателя в системе взаимодействия всех участников образовательного процесса в целом) направлена на всестороннее и гармоничное развитие детей. {LINKS}
В образовании и воспитании дошкольника есть важный момент – проведение диагностики развития ребенка, которую считаю важной составляющей в системе общего мониторинга образования ребенка, т.к. именно мониторинг позволяет оценить не только успехи детей (необходимо знать его Зону актуального развития и Зону ближайшего развития для более эффективной и направленной работы), но и проанализировать степень эффективности работы самого педагога, а педагог, исходя из полученных результатов, делает вывод о правильности выбранных технологий и методов работы как с группой детей в целом, так и с конкретным ребенком и при необходимости внести коррективы в план своей работы.
В исследовании принимали участие дети дошкольного возраста:
2004-05 учебный год – 2 младшая группа – 20 человек
2005-06 учебный год - средняя группа –24 человека
Для изучения уровня сформированности навыков межличностного общения использовались следующие методы (подробно см. Приложение 3):
Диагностический инструментарий |
Анализируемые показатели |
Кем проведена диагностика |
Время проведения |
Динамика формирования навыков | |
2 Младшая группа |
наблюдение за взаимодействиями и отношениями в реальной ситуации (Т.В.Сенько) |
характер межличностного взаимодействия |
Воспитатель |
Сентябрь Май |
Сентябрь Май |
беседы с детьми (субъективные предпочтения) |
симпатии ребенка |
Педагог-психолог Воспитатель | |||
методика косвенной оценки межличностных отношений - проективная техника «Два домика» |
социометрический статус ребенка |
Педагог-психолог |
Май |
Май | |
Средняя группа |
наблюдение за взаимодействиями и отношениями в реальной ситуации (Т.В.Сенько) |
характер межличностного взаимодействия |
Воспитатель |
Сентябрь Май |
Январь Май |
беседы с детьми (субъективные предпочтения) |
симпатии ребенка |
Воспитатель Педагог-психолог |
Сентябрь Май | ||
социометрический эксперимент – «Секрет» (Репина Т.А.) методика косвенной оценки межличностных отношений - проективная техника «Два домика» |
социометрический статус ребенка коэффициент удовлетворенности отношениями в группе сверстников коэффициент сплоченности детского коллектива |
Педагог-психолог |
Май |
Великая педагогика:
Народная сказка как средство обогащения
экспрессивной лексики старших дошкольников
Народная сказка, являясь доступной пониманию ребенка старшего дошкольного возраста, является могучим средством формирования образности речи. Именно в русской народной сказке имеется наличие всех необходимых элементов образности, сказка оказывает большое воспитательное и обучающее влияние на ребенка ...
Использование метода информационно-компьютерных технологий на уроках искусства
Реализация компетентстного подхода к информационно-технологической подготовке педагога к уроку искусства требует осмысления на теоретическом и практическом уровне. Модернизация общего образования влечет за собой изменение требований к профессиональной деятельности учителя. Важным направлением модер ...
История развития моделей обучения
Современная модель обучения отражает психологические закономерности организации и осуществления процесса образования, обучающихся разного возраста и в разных условиях. Наиболее употребительной в педагогической практике считается классификация по характеру и содержанию противоречий в учебной проблем ...