Работа воспитателя многогранна. В процессе обучения детей воспитатель использует различные формы, виды и содержания работы, и вся его деятельность (здесь имеется в виду именно роль и место воспитателя в системе взаимодействия всех участников образовательного процесса в целом) направлена на всестороннее и гармоничное развитие детей. {LINKS}
В образовании и воспитании дошкольника есть важный момент – проведение диагностики развития ребенка, которую считаю важной составляющей в системе общего мониторинга образования ребенка, т.к. именно мониторинг позволяет оценить не только успехи детей (необходимо знать его Зону актуального развития и Зону ближайшего развития для более эффективной и направленной работы), но и проанализировать степень эффективности работы самого педагога, а педагог, исходя из полученных результатов, делает вывод о правильности выбранных технологий и методов работы как с группой детей в целом, так и с конкретным ребенком и при необходимости внести коррективы в план своей работы.
В исследовании принимали участие дети дошкольного возраста:
2004-05 учебный год – 2 младшая группа – 20 человек
2005-06 учебный год - средняя группа –24 человека
Для изучения уровня сформированности навыков межличностного общения использовались следующие методы (подробно см. Приложение 3):
Диагностический инструментарий |
Анализируемые показатели |
Кем проведена диагностика |
Время проведения |
Динамика формирования навыков | |
2 Младшая группа |
наблюдение за взаимодействиями и отношениями в реальной ситуации (Т.В.Сенько) |
характер межличностного взаимодействия |
Воспитатель |
Сентябрь Май |
Сентябрь Май |
беседы с детьми (субъективные предпочтения) |
симпатии ребенка |
Педагог-психолог Воспитатель | |||
методика косвенной оценки межличностных отношений - проективная техника «Два домика» |
социометрический статус ребенка |
Педагог-психолог |
Май |
Май | |
Средняя группа |
наблюдение за взаимодействиями и отношениями в реальной ситуации (Т.В.Сенько) |
характер межличностного взаимодействия |
Воспитатель |
Сентябрь Май |
Январь Май |
беседы с детьми (субъективные предпочтения) |
симпатии ребенка |
Воспитатель Педагог-психолог |
Сентябрь Май | ||
социометрический эксперимент – «Секрет» (Репина Т.А.) методика косвенной оценки межличностных отношений - проективная техника «Два домика» |
социометрический статус ребенка коэффициент удовлетворенности отношениями в группе сверстников коэффициент сплоченности детского коллектива |
Педагог-психолог |
Май |
Великая педагогика:
Особенности личностного развития ребенка в неблагополучной семье
Личность - феномен общественного развития, конкретный человек, обладающий сознанием и самосознанием. Личность обладает набором обязательных социальных качеств. Это индивидуальность, разумность, ответственность, характер и темперамент, активность и целеустремленность, самоконтроль и самоанализ, напр ...
Анализ применения активных методов обучения в ЗАБГГПУ
Для проведения исследования по теме курсовой работы были посещены несколько занятий в Забайкальском государственном гуманитарно-педагогическом университете (г.Чита) на социальном факультете. Для исследования были выбраны студенты 2 курса. В целом было посещено 12 занятий по дисциплине «Общие основы ...
Этнический характер совершенного человека
В устном творчестве всех народов герои характеризуются многими чертами, которые свидетельствуют о богатстве человеческой натуры. Даже если о том или ином положительном персонаже говорится только одним или двумя словами, то эти слова оказываются столь емкими, что в них отражается весь спектр характе ...