Методика эксперимента

Страница 1

До начала эксперимента необходимо разработать его программу, в которой планы, ожидания педагога, диагностический инструментарий собраны в некую целостность, которая поможет управлять педагогическим процессом, вносить, по необходимости, коррекцию (контролируемые изменения) в учебно-воспитательный процесс. {LINKS}

По завершении определенного этапа эксперимента необходимо проанализировать полученные результаты, которые обычно оформляются в виде рефлексивного отчета, справки о результатах, доклада, реферата, заметки, статьи и т.д.

Полученные в эксперименте результаты должны быть доказательными, а действия педагога-экспериментатора – осознанными. Без осмысления учитель не сможет понять и четко отвечать на вопросы: что он делает как экспериментатор, почему так действует, что собирается получить и как собирается проверить результат, что получилось в итоге, подтвердились ли ожидания.

Поэтому пошагово создание программы эксперимента должно выглядеть таким образом:

мотивационный уровень («хочу»);

самоопределенческий уровень («могу»);

проектировочный уровень («как сделать»).

Структура программы эксперимента включает такие компоненты, как

противоречие,

проблема,

объект,

предмет эксперимента,

экспериментальная идея,

замысел, цель и задачи эксперимента,

его этапы.

Потребность в педагогическом эксперименте возникает всякий раз, когда в практике возникает проблемная ситуация, проявляется противоречие, мешающее деятельности педагога, не позволяющее ему достигать желаемого результата. Возникает ситуация, при которой профессиональных знаний оказывается недостаточно для разрешения возникшей проблемы. Проблема всегда должна быть актуальной. Иначе говоря, необходимо продумать, какие затруднения, противоречия в практике обучения и воспитания заставляют отказаться от традиционного пути (программы, методики, технологии и т.п.) и начать поиск нового или из каких потребностей вытекает необходимость именно данной опытно-экспериментальной работы. В ходе этого совершенно необходимого этапа будущий экспериментатор ищет ответ на вопросы: «Актуальна ли идея? Стоит ли тратить силы? нет ли в литературе уже готового ответа на мучающие потенциального исследователя вопросы?».

Актуальность идеи и замысла определяется тем, что затруднения носят всеобщий характер, что их преодоление необходимо для решения назревших задач развития образования и становления личности.

Так появляется идея эксперимента тема исследования.

Экспериментальная идея – это общее представление о предполагаемом направлении деятельности учителя в создавшейся проблемной ситуации, некоторое представление о желаемом результате.

Конкретизируется идея эксперимента в его замысле, который предполагает описание процесса реализации идеи, пошаговые действия к достижению цели эксперимента. Главная проблема, возникающая при разработке замысла, заключается в том, как воплотить идею на практике.

Замысел эксперимента претворяет идею в конкретные формы, в некую программу действий и требует определенных методов ее воплощения.

Замысел может содержать логическую схему разворачивания действий; принципы отбора учебного материала; выделение центральных мыслей, ведущих положений, методы, организационные формы.

Идея и замысел эксперимента позволяют учителю-экспериментатору определить объект экспериментирования – педагогическое пространство, область, в границах которой находится то, что будет изучаться. Здесь основной вопрос: что исследуется? Чаще всего – это определенный процесс (обучения, воспитания, социализации, становления личности, управления). Объектами исследования могут быть развитие педагогического, ученического коллектива, система воспитательной работы школы, учебно – воспитательный (образовательный, педагогический) процесс, преподавание какого-то предмета, система управления в школе и т.п.

Чтобы конкретизировать, на что именно направлено педагогическое воздействие – на какие свойства, связи, отношения, – нужно выделить предмет экспериментирования.

Это конкретная часть объекта или процесс, в нем происходящий, или аспект проблемы, своего рода «угол зрения», который, собственно исследуется.

Предмет, таким образом, отвечает на вопрос: как рассматривается объект: какие свойства, отношения, функции выделяются в объекте; какая часть объекта будет раскрываться в данном экспериментальном исследовании?

Рассмотрим примеры. Если объектом будет учебно-воспитательный процесс в лицее, то предметом может быть «механизм отбора» (разработка диагностических методик) для обучения в школе этого типа или формирование оптимальных вариантов учебного плана, или механизм интенсификации обучения в этих условиях. Если объект – процесс обучения иностранному языку, то предметом может служить, например, механизм применения определенных методов обучения. Как правило, предмет в большой степени совпадает с темой эксперимента (исследования), однако предмет должен не повторять, а раскрывать, конкретизировать тему.

Страницы: 1 2

Великая педагогика:

Историографический анализ состояния исследуемой проблемы
Система образования - это система программирования и перепрограммирования общества. Считается, что именно в возрасте от 7 до 20 лет у среднего человека наиболее просто сформировать базовую платформу мировоззрения из основных достижений человечества. Конец ХХ века - это время информационного взрыва, ...

Разработка, реализация и оценка эффективности программы социально-педагогической помощи в профессиональном самоопределении старшеклассников
Профессиональная ориентация в соединении с подготовкой к труду, формированием соответствующей мотивации является одной из основных задач образовательных учреждений всех типов. Образовательные учреждения на основе государственных стандартов и нормативов обеспечивают профессиональную направленность у ...

Духовно-нравственные качества социального работника
Деятельность социального работника – это зона доверия между людьми, путь к их взаимопониманию, общению. Специалист по социальной работе должен обладать навыками влияния не только на клиента, но и на его ближайшее окружение, на ситуацию в социуме. Успешность решения социальным работником профессиона ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru