Общая характеристика основных казахских инструментов

Страница 1

В настоящее время известно более 50-ти видов казахских музыкальных инструментов. Каждый инструмент имеет свойственное только ему звучание и традиционные приемы исполнения. Для изготовления музыкальных инструментов использовались: дерево, камыш, тростник, кожа, кости, рога, конский волос. В традиционной казахской музыкальной и материальной культуре значительное место занимают народные музыкальные инструменты - домбыра, кобыз, сыбызгы, дауылпаз, кос сырнай, керей, шертер, жетыген, асатаяк, конырау и др. Формирование и развитие казахских народных инструментов происходило в тесной связи с инструментами соседних народов, что связано с общностью языков (общетюркский), обрядов, ритуалов, обычаев, нравов, кочевого уклада жизни и др. {LINKS}

Наиболее любимый и распространенный в народе двухструнный щипковый инструмент - домбра. Корпус домбры изготавливается из дерева, струны в прошлом изготавливались из тонких козьих или бараньих кишок, в настоящее время - из лески. При археологических раскопках древнего города Хорезма были найдены терракотовые статуэтки музыкантов, играющих на двухструнных музыкальных инструментах. Инструменты, явившиеся прототипом современной казахской домбры, были распространены среди сакских кочевых племен. На территории Казахстана существует две основные разновидности домбры - западная и восточная, различающиеся между собой по форме и строению. Западная домбра имеет овальную, объемную форму корпуса и длинный тонкий гриф, на который навязывают 12-14 перне (ладов). Восточная домбра имеет более прямоугольный, плоский корпус, короткий и широкий гриф, имеющий от пяти до девяти перне. В Восточном Казахстане сохранилась также трехструнная домбра. Вобравшая страдания, чаяния и мудрость народа, домбра поистине универсальна - многие поколения кюйши создали для нее тысячи кюев. Она широко распространена в народном быту, является непременным атрибутом жырау и жырши, акынов, народно-профессиональных певцов и композиторов - салов и серэ.

Кобыз - древнейший струнный смычковый инструмент, корпус которого изготавливается из цельного куска дерева. В прошлом струны и смычок кобыза изготавливались из конского волоса, а на гриф навешивали металлические пластинки. Инструмент украшали также перьями филина. Наскальные рисунки с изображением кобыза, датируемые IV-VIII веком, были найдены в районах древнего Улытау и Каркаралы. В традиционном представлении кобыз - атрибут шаманов, связывается с именем легендарного музыканта Коркыта. Игре на нем приписывается тайная, магическая сила. Богатый обертонами живой и теплый тембр кобыза напоминает человеческий голос. Кобызовые кюи имели магическое назначение - воздействовать на общество, природу, животных и духов предков. Повторность одних тех же интонаций в кобызовых кюях функционально связана с повтором магических заговоров и заклинаний.

Инструмент, аналогичный кобызу существует у кыргызов - кыяк, монголов - хур, алтайцев (ойротов) - икили и многих других народов Сибири, Средней Азии, Поволжья, Закавказья и Европы. Согласно исследованиям ученых В. Бахмана (Германия) и С. Дончева (Болгария) кобыз распространился за пределы кочевого мира Центральной Азии и явился предком всех европейских смычковых струнных инструментов - скрипки, альта, виолончели и контрабаса. Иногда кобыз называют "кыл-кобызом". Приставка "кыл" ("волос") в названии инструмента появилась в 30-х годах. Дело в том, что в годы т. н. "культурного строительства" древний инструмент подвергли переработке - вместо натуральных волосяных струн появились металлические, искуственным стал также смычок. В результате богатый обертонами, говорящий звук, став неестественным, изменился до неузнаваемости. В этой связи термин "кыл-кобыз", обозначает старинный, то есть настоящий кобыз. У "детища" же советского времени появилось название "прима-кобыз". В настоящее время в среде деятелей музыкальной культуры необходимость функционирования прима-кобыза ставится под сомнен

Cыбызгы - духовой инструмент типа свирели, изготавливаемый из тростника, дерева или серебра. Один из самых распространенных инструментов на территории Казахстана до XVIII века, с которым связано множество легенд и преданий. В далеком прошлом в среде батыров, охотников и воинов владение сыбызгы считалось обязательным. На территории Казахстана существует две разновидности сыбызгы, связанные с двумя исполнительскими традициями. В частности, восточный сыбызгы, в отличие от западного, имеет конусообразную, более короткую по длине и малую по диаметру форму. Сыбызгы под различными названиями существует у многих евразийских народов - кавал у венгров, молдаван и болгар, курай - у башкир, гаргы тюйдук - у туркмен, цоор - у монголов, шоор - у алтайцев, чоор - у кыргызов и многих других. В настоящее время традиция игры на сыбызгы в Казахстане возрождается. Сыбызгы входит в состав музыкально-этнографических коллектив.

Страницы: 1 2

Великая педагогика:

Нормативно-правовая база антинаркотической программы
1 июня 2003 года в России начал действовать Государственный комитет Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических веществ. Новое ведомство возглавляет Виктор Васильевич Черкесов – Генерал полиции (соответствует званию генерала армии). Заслуженный юрист Российской Федерации, имеет госуд ...

Влияние коллективных форм учебной деятельности на мотивацию учения
Различные формы коллективной деятельности учащихся играют значительную роль в становлении мотивации учения, что объясняется несколькими обстоятельствами. Большое значение имеет включение всех учащихся в активную учебную работу, ибо только в процессе деятельности может формироваться нужная мотивация ...

Понятие метапознания
В последние годы в центре внимания ряда западных психологов оказались так называемые метакогнитивные процессы, отвечающие за управление ходом текущей интеллектуальной деятельности. В отечественной психологии также неоднократно высказывалась идея о том, что для оценки индивидуальных интеллектуальных ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru