Организация педагогической деятельности по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста

Педагогическая информация » Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста в совместной взросло-детской деятельности » Организация педагогической деятельности по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста

Страница 3

В повседневном общении детям предлагались проблемные ситуации типа «Чего не знал(а) мальчик (девочка)?». Каждая проблемная ситуация была направлена на ту или иную группу коммуникативных умений. Тем самым у детей сложилось представление, что умение общаться предполагает не только употребление вежливых слов, но и более сложных действий, которые выполняются в умственном плане. Так, Наташа И. говорит: «Чтобы с людьми жить дружно, не ссориться, надо вначале головой подумать, что ты говоришь», или Марина Н.: «Хочется - раз - быстро сказать, но Елена Ивановна говорит, что нужно замолчать на минуточку, а потом другие слова в голову придут». {LINKS}

Представим для примера некоторые проблемные ситуации данного типа:

На улице было очень тепло и солнечно, поэтому у Сережи было хорошее настроение. Он подошел к лавочке, на которой сидели незнакомые старушки и сказал: «Привет, бабушки!». Старушки посмотрели на него и ничего не ответили, только подумали: «Какой невежливый мальчик». Почему так подумали старушки, ведь Сережа поприветствовал их? Чего не знал Сережа?

Мама укладывала спать маленького братика Коли. Малыш долго не мог уснуть. Коля решил рассказать ему сказку про бабу Ягу, черта, Кощея Бессмертного. Неожиданно брат заплакал еще громче, он испугался. Чего не учел Коля?

Наташа услышала издалека как воспитательница сказала: «А кто хочет рассказать мне об этом?». Наташа подбежала и крикнула: «Я». «Ну расскажи», - ответила воспитательница. Наташа молчала, а дети засмеялись. Почему молчала Наташа?

Такие ситуации вводятся педагогом не специально, не в назидание детям, а как бы «к слову», «к разговору». Это побуждает детей к воспоминаниям аналогичных факторов из своего личного опыта и к их анализу. В этих ситуациях воспитатель не дает готовых ответов, «рецептов» как нужно было бы вести беседу, он только акцентирует внимание детей, что они возникают ввиду отсутствия необходимых умений и знаний.

От искусственно созданных проблемных ситуаций воспитатель постепенно переходит к анализу ситуаций повседневного общения.

Таким образом, в ходе первого этапа формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста использовались приемы работы с «открытым концом», ориентированные на дальнейшую перспективу, заинтересовывающие детей в предстоящей деятельности. Это позволяло нам подвести детей к ознакомлению со средствами общения и к формированию коммуникативных умений в репродуктивной деятельности на следующем этапе.

Этап ознакомления детей со средствами и способами общения и формирования коммуникативных умений в репродуктивной деятельности.

Содержание работы на этом этапе было направлено на ознакомление со средствами (вербальными и невербальными) общения; ознакомление детей со способами общения в зависимости от партнера и коммуникативной ситуации; ознакомление детей со структурой коммуникативной деятельности и способами ориентировки в условиях внешней ситуации общения, планирования содержания акта общения, реализации задуманного, подбора вербальных и невербальных средств, оценки результативности общения и адаптации своего коммуникативного поведения; создание условий для упражнения детей в репродуктивной деятельности.

С детьми проводились «специальные занятия», включаемые в разнообразные коммуникативные ситуации, обучающие детей конкретным умениям независимо от какой-либо деятельности на занятиях кружка «Мир общения» или «В стране волшебных слов и интересных собеседников».

Занятия кружка проводились в соответствии с этапами формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста и реализуемыми на каждом из них задачами. Логика проведения занятий была такова, что каждая группа коммуникативных умений отрабатывалась на всех трех этапах: на первом - задавалась положительная мотивация, на втором - осуществлялось знакомство с коммуникативным действием и упражнение в нем в репродуктивной деятельности, на третьем - создавались условия для его творческого применения. Вместе с тем, необходимо подчеркнуть, что коммуникативные умения тесно связаны между собой и на отдельных занятиях отрабатывались комплексно, а не каждое в отдельности. Установив значительное сходство между дидактическими играми и занятиями кружков, мы использовали единые приемы руководства деятельностью детей в них.

Как уже отмечалось, на этапе создания мотивации на общение и приобретение коммуникативных умений детьми был выбран литературный герой, которого они бы хотели ввести в «мир общения». Поэтому каждое занятие носило игровой характер, дети общались и действовали от лица героев, а в качестве проблемных коммуникативных ситуаций выбирались фрагменты из литературных произведений «где живет герой». Один раз в месяц проводилось занятие, на котором ребенок присутствовал в своей социальной роли - ребенка и друга (или учителя) литературного героя. На таких занятиях обсуждались вопросы, связанные с жизнью детей в детском саду и дома («Будущее Сережи и Маугли», «Бег по кругу, или кого я знаю», «Я», «Я и моя семья», «Я и мои товарищи», «В нашем детском саду», «Мы писатели» и др.).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Великая педагогика:

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru