Организация педагогической деятельности по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста

Педагогическая информация » Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста в совместной взросло-детской деятельности » Организация педагогической деятельности по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста

Страница 2

- научных основ теории коммуникативной деятельности (семинары для педагогов «Особенности коммуникативных умений дошкольников», «Структура и уровни коммуникативных умений дошкольников»);

- задач дошкольного учреждения и возможностей семьи по формированию коммуникативных умений у дошкольников (совместный анализ программ дошкольного образования, подбор методической литературы по вопросу, экскурсии для родителей по детскому саду);

- теоретических основ педагогической работы с детьми по формированию коммуникативных умений (консультации для родителей «Что такое культура общения», «Это взрослое слово этикет», письменные и индивидуальные устные консультации).

Важную роль в реализации содержательного компонента играли совместные формы работы педагогов с родителями. Форма совместного сотрудничества сближала взрослых на основе интересующей их проблемы, делала их субъектами работы, позволяла обсудить насущные вопросы.

Реализация организационно-процессуального компонента предполагала формирование у взрослых педагогических умений, позволяющих им решать поставленные цели в активной практической деятельности. Для педагогов проводился семинар-практикум «Методы формирования коммуникативных умений у детей», в ходе которого они участвовали в разработке и создании банка методов и приемов формирования коммуникативных умений, включались в активную работу по оказанию помощи родителям, участвовали в тренинге «Средства невербального общения».

Главной особенностью перечисленных форм работы явилась их приближенность к реальным условиям жизни дошкольного учреждения и семьи. Необходимость специальной подготовки педагогов и родителей очевидна, так как она обеспечивает комплексное влияние на ребенка со стороны всех окружающих его людей, в детском саду и дома.

Таким образом, на момент организации формирующего эксперимента с детьми, мы имели в качестве соучастников родителей и педагогов, компетенция которых позволяла осуществлять экспериментальную работу.

Комплексная воспитательно-образовательная работа с детьми строилась поэтапно. Каждый этап предполагал решение определенных задач на основе использования соответствующих средств, форм и методов.

Опишем содержание работы на каждом этапе воспитательно- образовательной работы.

Этап создания мотивации на общение и приобретение коммуникативных умений. Создание мотивации на общение и приобретение коммуникативных умений является важнейшей предпосылкой успешности всей дальнейшей работы с детьми. Мотивация предполагает формирование у детей ценностных основ отношения к действительности, к людям, в сочетании с активным поведением, взаимосвязь осознаваемых и реально действующих мотивов, единство слова и дела.

В связи с этим мы посчитали необходимым выделить две группы задач по формированию мотивации:

• создание положительной мотивации на общение;

• создание положительной мотивации на приобретение коммуникативных умений ориентироваться в условиях внешней ситуации общения, планировать содержание акта общения, реализовывать задуманное, подбирать вербальные и невербальные средства, оценивать результативность общения и отвечать адаптацией своего коммуникативного поведения.

С целью создания положительной мотивации использовался анализ художественных произведений с точки зрения определения коммуникативных умений, перспектив существования и развития литературных героев.

Детям предлагалось по - другому взглянуть на некоторых литературных героев. Всем известные любимцы - Буратино, Незнайка, Пеппи Длинный Чулок, Винни Пух - озорники, но, в общем , хорошие и забавные, в некоторых ситуациях общения не знают и не умеют правильно себя вести, подбирают неадекватные средства общения, не продумывают его ход, не прогнозируют эффектов общения. Читая эти художественные произведения, дети выбирали литературного героя, чтобы побыть им некоторое время и научить его правильному общению. Дети нарисовали себе маленькие медальки с изображением героя и в них посещали кружок «Мир общения».

Выбор литературного героя обосновывался детьми: «Я выбрал Карабаса - Барабаса потому, что хочу его научить, как общаться с другими людьми, чтобы его игрушкам жилось хорошо», «Я выбрала Мальвину, потому что она красивая и ей тоже хочется учиться», «Дюймовочка она уже воспитанная, она других может учить».

Идентификация с литературными героями необходима для того, чтобы ребенок не испытывал неловкости из-за отсутствия у себя каких-либо умений. Он действует от лица литературного героя, а значит именно он (Буратино, Винни - Пух, Маугли) не знает секреты общения и не умеет вести себя в театре, транспорте, в гостях.

Для обеспечения единства воздействий попросили родителей перечитать дома любимые сказки, рассказы, заострить внимание на коммуникативном поведении героев и обговорить с детьми, чему они должны их научить. Беседы с детьми с использованием разнообразных иллюстративных материалов, изображающих взаимодействие людей в различных ситуациях, помогли вспомнить с кем из взрослых и детей им приходится взаимодействовать, вступать в разговор по собственной инициативе и по инициативе партнера.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Великая педагогика:

Функции и виды оценки
Так как наиболее проблемной является психологическое оценивание ребенка-школьника, чья формирующаяся личность более сензитивна к любым формам оценки, то мы рассмотрим соотношение оценки и отметки применительно к школьникам. Оценке обычно подлежат наличные знания школьников и проявленные ими знания ...

Виды тестового контроля знаний
При подготовке материалов для тестового контроля необходимо придерживаться следующих основных правил: Нельзя включать ответы, неправильность которых на момент тестирования не может быть обоснована учащимися. Неправильные ответы должны конструироваться на основе типичных ошибок и должны быть правдоп ...

Инновационные учебные заведения
Новшества могут применяться как к решению отдельных вопросов, так и к работе образовательных учреждений в целом. Различают функционирующий (пассивно-приспособительный) и инновационный (развивающий) типы развития учреждения, при котором управленческие решения принимаются на основе учета возможных со ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru