Организация педагогической деятельности по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста

Педагогическая информация » Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста в совместной взросло-детской деятельности » Организация педагогической деятельности по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста

Страница 1

Опытно-экспериментальная работа по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста строилась на основе теоретических положений и результатов констатирующего этапа исследования и была направлена на решение следующих задач:

- разработать и экспериментально проверить этапность формирования коммуникативных умений у детей в совместной взросло-детской (партнерской) деятельности;

- обосновать средства организации совместной взросло-детской деятельности вне занятий, направленные на поэтапное формирование коммуникативных умений;

- определить приемы адекватные задачам каждого этапа и содержанию коммуникативных умений детей.

Выше перечисленные задачи конкретизировались в ходе формирующего эксперимента на разных этапах реализации педагогической работы по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.

В своем исследовании под этапностью: формирование коммуникативных умений мы понимаем

Построение развивающей среды определяется спецификой воспитательно-образовательной работы на каждом этапе формирования коммуникативных умений. Но, если на первом и втором этапе она может рассматриваться как фактор, обогащающий развитие, направляющий и интегрирующий детские виды деятельности, то на третьем этапе среда функционально моделирует содержание формируемых у старших дошкольников коммуникативных умений, является стимулом к активному общению.

Важным условием успешности процесса формирования коммуникативных умений является единство социальных и предметных средств. Предметная среда (модели коммуникативной деятельности, пиктограммы, уголки тет-а-тет и т.д.) дает возможности для ребенка «вычерпать» из нее информацию, необходимую для решения задач коммуникативной деятельности, а партнерское взаимодействие со взрослым и сверстником способствует применению этой информации непосредственно в общении. Однако важно подчеркнуть, что предметно - развивающая среда тем и «моделирует функциональное развитие деятельности» (C.JI. Новоселова), что в ней «заложена информация», которая побуждает ребенка к поиску, а не сразу обнаруживает себя. Например, экран настроения только фиксирует факт эмоционального состояния партнера, но способы и средства общения с ним ребенок должен выбрать сам.

Наполнение предметной среды осуществляется постепенно, по мере расширения возможностей ребенка, перехода его на более высокую ступень развития, но в окружающей ребенка среде должны сохраняться уже известные ребенку предметы, что будет соответствовать структуре когнитивной сферы ребенка (Н.Н. Поддъяков).

Реализация педагогической работы потребовала единства со стороны всех воспитывающих ребенка взрослых, поэтому начало формирующего эксперимента по формированию коммуникативных умений у старшего дошкольника предполагало соответствующую теоретическую подготовку родителей.

Для эксперимента необходимо, чтобы родители и воспитатели одинаково понимали проблему, правильно интерпретировали коммуникативное поведение ребенка, выступали в единстве. Поэтому первоначально теоретическую подготовку проходили педагоги, а затем они осуществляли работу с родителями.

В данном случае педагоги выступали в двух позициях: вначале в качестве учащихся, а затем - обучающих. Это помогало им более осознанно относиться к проблеме, не останавливаться на той информации, которая получена на семинарах, стимулировали педагогов к самообразованию.

Учитывая необходимый уровень развития мотивации для эксперимента, принципиальной основой явилось осуществление дифференцированного подхода к формированию мотивации у разных групп педагогов и родителей и учет их интересов. В качестве основных путей и средств формирования мотивации были определены:

• выделение и усиление в содержании и способах овладения знаниями и умениями в работе с детьми по формированию коммуникативных умений, тех воспитывающих и развивающих возможностей, которые способствуют развитию внутренней мотивации к этому виду деятельности: для педагогов - анализ собственной работы, работы коллег, диагностика коммуникативных умений детей, беседы и т.д.; для родителей - круглый стол «Как сделать ребенка гением общения», ознакомление их с результатами диагностики;

• выбор форм и методов индивидуальной и групповой работы с учетом исходного и развивающегося в ходе эксперимента отношения педагогов и родителей к предстоящей деятельности;

• разнообразие видов и форм включения педагогов и родителей в непосредственное общение с детьми (приглашение родителей на заседания кружка «Мир общения», чаепития вместе с детьми, «Посиделки у Елены Ивановны», составление семейных альбомов, участие в разнообразных играх с правилами).

На базе понимания необходимости и важности формирования коммуникативных умений у детей строилась работа по обеспечению педагогов и родителей осознанными и глубокими знаниями;

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Великая педагогика:

Понятие и сущность инновационного процесса в образовании
Кардинальные изменения во всех областях социальной жизни, прогресс в науке и культуре, новые потребности в сфере педагогической деятельности привели к необходимости модернизации системы образования. Одним из возможных путей дальнейшего развития этой области являются инновации, т.е. управляемые проц ...

Урок как форма реализации личностно - ориентированного обучения у младших школьников
В истории образования известны такие формы организации обучения как: индивидуальное обучение, индивидуально-групповое, лекционно - семинарное, классно - урочная система, система взаимного обучения, бригадно - лабораторная система, метод проектов. Из всех этих форм основной в современной российской ...

История развития моделей обучения
Современная модель обучения отражает психологические закономерности организации и осуществления процесса образования, обучающихся разного возраста и в разных условиях. Наиболее употребительной в педагогической практике считается классификация по характеру и содержанию противоречий в учебной проблем ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru