Организация педагогической деятельности по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста

Педагогическая информация » Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста в совместной взросло-детской деятельности » Организация педагогической деятельности по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста

Страница 4

Участие ребенка в двух ролевых позициях способствовало пониманию значимости общения в жизни и переносу знаний в реальную действительность, в ситуации бытового, ситуативного и внеситуативного общения.

Основными условиями деятельности кружка «Мир общения» явились. {LINKS}

Совместное участие детей и взрослых, где взрослый последовательно выступает в трех позициях, соответствующих типам совместной деятельности. На этапе создания мотивации - в качестве «самокритичного взрослого» или равного партнера, включенного в проблемную ситуацию, но еще не знающего выхода из нее, задумывающегося над ее решением вместе с детьми. На этапе ознакомления детей со средствами и способами общения и формирования коммуникативных умений в репродуктивной деятельности - в качестве учителя, хорошо знающего нормы коммуникативного поведения, правила культурного общения. На этапе творческого применения коммуникативных умений - в качестве «сооткрывателя» способов коммуникативной деятельности в условиях разнообразной предметно-развивающей среды и содержательного общения детей и взрослых.

Наличие определенных традиций, что позволяет рассматривать кружок в качестве клуба по интересам (Например, вход на занятия кружка только после приветствия в нетрадиционной форме, выход после нетрадиционного прощания, приветствие записывается и «бросается» в «копилку волшебных слов»; проведение чаепития совместно с родителями, посвященное празднику или независимое, только ради общения).

Добровольное участие детей на занятиях кружка.

Отсутствие жесткой регламентации поведения детей, форм дисциплинарного воздействия.

Комплексное воздействие на чувства, сознание, поведение, обеспечивающееся единством информационно-коммуникативных, регуляционно-коммуникативных и аффективно-коммуникативных умений.

Широкий перенос приемов воспитательной работы в повседневную жизнь, внекружковую деятельность.

Учет уровня коммуникативных умений детей.

Использование разнообразных способов организации детей на занятиях в кружке (в парах - с детьми, с педагогом; в четверках; подгруппах; индивидуально).

Комфортность и коммуникативная ориентация окружающей обстановки.

Идентификация ребенка с литературным героем требовала умения брать на себя роль, менять свою ролевую позицию. В ходе эксперимента мы пытались обеспечить понимание, что подобных социальных ролей (реальных, образ «Я», воображаемых) у ребенка множество и каждая из них требует определенных коммуникативных умений, в первую очередь умений ориентироваться в коммуникативной ситуации, в своих качествах как коммуниканта и в качествах партнера.

В дидактической игре «Пойми меня» мы учили детей понимать, что согласно выполненной роли, в речи людей используются соответствующие слова и выражения, благодаря которым мы можем определить о ком идет речь. Аналогичному разбору подвергались сказочные и игровые роли (в сюжетно-ролевых, подвижных, дидактических, театрализованных, режиссерских играх). Освоение ролевой позиции происходило и на занятиях других кружков. Выступление ребенка в роли «хранителя времени», оформителя выставок, экскурсовода, «блюстителя порядка» способствовало пониманию значимости социальных ролей и освоению соответствующего коммуникативного поведения.

В ходе воспитательно-образовательной работы особое внимание обращалось на развитие у детей способности к социальной регуляции формирующейся у субъекта деятельности, которая предполагает наличие обобщенных знаний о целях, задачах, условиях, средствах и способах ее осуществления.

Среди форм, способствующих переводу знаний в деятельность и поведение существенную роль занимали дидактические игры. В ходе эксперимента нами были специально разработаны игры, направленные на формирование у детей коммуникативных умений, применяющиеся нами дидактические игры не нуждаются в специальной методике руководства ими, однако, имеют ряд специфических особенностей, которые необходимо учитывать:

Отсутствие или незначительное количество дидактического материала. Предлагаемые игры, в основном, словесные («Пойми меня», «Позвони мне, позвони», «Управляем роботом», «Зашифрованное письмо», «Оживи маску»). В качестве вспомогательного дидактического материала используются пиктограммы, иллюстрации, детские фотографии.

Количество участников игр не ограничивается. При проведении дидактических игр учитываются индивидуальные особенности детей.

Участвовать в дидактических играх дети могут от собственного лица или от лица литературного героя. Во втором случае игры приобретают сюжетный характер.

Дидактические игры ориентируют детей на процессуальную сторону, так как в них не определен критерий выигрыша. В них поощряется выполнение инструкций.

Игровые правила носят организационный характер (соблюдение очереди, действие по инструкции и др.) и не ограничивают коммуникативного поведения и творчества участников, предоставляя возможность самостоятельно определить недостатки и преимущества используемых вербальных и невербальных средств общения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Великая педагогика:

Сущность и структура личностно – ориентированного обучения
Одним из двух главных компонентов целостного педагогического процесса является процесс обучения (учебный процесс) - сложный, уступающий, быть может, только процессам воспитания и развития. Дать полное и всестороннее определение его сущности очень трудно, ибо он включает большое число разнообразных ...

Классификация и характеристика подвижных игр
Существует несколько классификаций подвижных игр. Традиционно игры различают по наличию/отсутствию инвентаря, по количеству участников, по степени интенсивности и специфики физической подготовки, наличию/отсутствию ведущего, месту проведения (двор, комната, водоем), по элементам разметки пространст ...

Функциональное назначение кабинета биологии
Первые кабинеты естествознания представляли собой музей, в котором хранились гербарии растений и чучела животных в застекленных шкафах. Позднее с внедрением экспериментальных методов кабинет становится классом-лабораторией. Появились стеклянная и фарфоровая посуда, микроскопы, были выделены комнаты ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru