Организация педагогической деятельности по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста

Педагогическая информация » Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста в совместной взросло-детской деятельности » Организация педагогической деятельности по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста

Страница 4

Участие ребенка в двух ролевых позициях способствовало пониманию значимости общения в жизни и переносу знаний в реальную действительность, в ситуации бытового, ситуативного и внеситуативного общения.

Основными условиями деятельности кружка «Мир общения» явились.

Совместное участие детей и взрослых, где взрослый последовательно выступает в трех позициях, соответствующих типам совместной деятельности. На этапе создания мотивации - в качестве «самокритичного взрослого» или равного партнера, включенного в проблемную ситуацию, но еще не знающего выхода из нее, задумывающегося над ее решением вместе с детьми. На этапе ознакомления детей со средствами и способами общения и формирования коммуникативных умений в репродуктивной деятельности - в качестве учителя, хорошо знающего нормы коммуникативного поведения, правила культурного общения. На этапе творческого применения коммуникативных умений - в качестве «сооткрывателя» способов коммуникативной деятельности в условиях разнообразной предметно-развивающей среды и содержательного общения детей и взрослых.

Наличие определенных традиций, что позволяет рассматривать кружок в качестве клуба по интересам (Например, вход на занятия кружка только после приветствия в нетрадиционной форме, выход после нетрадиционного прощания, приветствие записывается и «бросается» в «копилку волшебных слов»; проведение чаепития совместно с родителями, посвященное празднику или независимое, только ради общения).

Добровольное участие детей на занятиях кружка.

Отсутствие жесткой регламентации поведения детей, форм дисциплинарного воздействия.

Комплексное воздействие на чувства, сознание, поведение, обеспечивающееся единством информационно-коммуникативных, регуляционно-коммуникативных и аффективно-коммуникативных умений.

Широкий перенос приемов воспитательной работы в повседневную жизнь, внекружковую деятельность.

Учет уровня коммуникативных умений детей.

Использование разнообразных способов организации детей на занятиях в кружке (в парах - с детьми, с педагогом; в четверках; подгруппах; индивидуально).

Комфортность и коммуникативная ориентация окружающей обстановки.

Идентификация ребенка с литературным героем требовала умения брать на себя роль, менять свою ролевую позицию. В ходе эксперимента мы пытались обеспечить понимание, что подобных социальных ролей (реальных, образ «Я», воображаемых) у ребенка множество и каждая из них требует определенных коммуникативных умений, в первую очередь умений ориентироваться в коммуникативной ситуации, в своих качествах как коммуниканта и в качествах партнера.

В дидактической игре «Пойми меня» мы учили детей понимать, что согласно выполненной роли, в речи людей используются соответствующие слова и выражения, благодаря которым мы можем определить о ком идет речь. Аналогичному разбору подвергались сказочные и игровые роли (в сюжетно-ролевых, подвижных, дидактических, театрализованных, режиссерских играх). Освоение ролевой позиции происходило и на занятиях других кружков. Выступление ребенка в роли «хранителя времени», оформителя выставок, экскурсовода, «блюстителя порядка» способствовало пониманию значимости социальных ролей и освоению соответствующего коммуникативного поведения.

В ходе воспитательно-образовательной работы особое внимание обращалось на развитие у детей способности к социальной регуляции формирующейся у субъекта деятельности, которая предполагает наличие обобщенных знаний о целях, задачах, условиях, средствах и способах ее осуществления.

Среди форм, способствующих переводу знаний в деятельность и поведение существенную роль занимали дидактические игры. В ходе эксперимента нами были специально разработаны игры, направленные на формирование у детей коммуникативных умений, применяющиеся нами дидактические игры не нуждаются в специальной методике руководства ими, однако, имеют ряд специфических особенностей, которые необходимо учитывать:

Отсутствие или незначительное количество дидактического материала. Предлагаемые игры, в основном, словесные («Пойми меня», «Позвони мне, позвони», «Управляем роботом», «Зашифрованное письмо», «Оживи маску»). В качестве вспомогательного дидактического материала используются пиктограммы, иллюстрации, детские фотографии.

Количество участников игр не ограничивается. При проведении дидактических игр учитываются индивидуальные особенности детей.

Участвовать в дидактических играх дети могут от собственного лица или от лица литературного героя. Во втором случае игры приобретают сюжетный характер.

Дидактические игры ориентируют детей на процессуальную сторону, так как в них не определен критерий выигрыша. В них поощряется выполнение инструкций.

Игровые правила носят организационный характер (соблюдение очереди, действие по инструкции и др.) и не ограничивают коммуникативного поведения и творчества участников, предоставляя возможность самостоятельно определить недостатки и преимущества используемых вербальных и невербальных средств общения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Великая педагогика:

Особенности формирования и развития грамматических навыков
Процесс обучения активным грамматическим навыкам характеризуется тем, что он проходит ряд этапов, из которых каждый имеет свою частную задачу. Этапы обучения навыкам соответствуют психологическим фазам формирования навыков. Миролюбова А.А., Рахманова И.В. выделяют следующие этапы: Подготовительный ...

Социальная работа как система
Под системой чаще всего подразумевают упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, образующих некоторое целостное единство. Наряду с общей интерпретацией существуют и другие производные толкования системы (в философской, социологической литературе, теориях управления и т.д.). Так, система опр ...

Особенности педагогического контроля и оценки успеваемости учащихся
Закон Российской федерации "Об образовании" провозглашает в качестве одного из основных принципов государственной политики адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития учащихся. Педагогический контроль (ПК) является важнейшим компонентом педагогической системы и част ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru