Организация педагогической деятельности по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста

Педагогическая информация » Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста в совместной взросло-детской деятельности » Организация педагогической деятельности по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста

Страница 8

Как мы видим из гистограммы, результаты детей заметно изменились, но в экспериментальной группе изменения более значительные. Так, в экспериментальной группе количество детей с высоким уровнем сформированности коммуникативных умений увеличилось на 30%, а в контрольной лишь на 10%. В экспериментальной группе также сократилось количество детей с низким уровнем сформированности коммуникативных умений и составило 20%, что на 40% меньше, чем на констатирующем этапе эксперимента. В контрольной группе количество детей с низким уровнем сформированности коммуникативных умений сократилось лишь на 10%.

II серия эксперимента – анкетирование с педагогами, цель которого: выявить изменения, произошедшие в организации работы по формированию коммуникативных навыков в процессе совместной детско-взрослой деятельности. Проанализировав ответы на первый вопрос, мы отметили, что педагоги экспериментальной группы стали чаще ставить задачи воспитания формирования коммуникативных умений у детей своей группы.

Таким образом, результаты исследования, а также отзывы коллег и родителей позволили сделать вывод о том, что наша работа по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста оказалась результативной.

Подводя итоги опытно-экспериментальной работы по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста, можно сформулировать следующие выводы:

Формирование коммуникативных умений у детей происходит наиболее эффективно при реализации таких форм организации педагогической работы, как - дидактические игры, кружковые занятия и проектная деятельность и др.

Между коммуникативными умениями, сформированными в результате специально организованной работы с детьми и уже имеющимся у детей опытом осуществления коммуникативной деятельности, существует взаимосвязь. Новые представления и опыт действования в определенных коммуникативных ситуациях корректируют имеющийся у детей опыт общения, придают ему сознательный, произвольный характер. В то же время имеющийся у детей опыт является условием успешности формирования новых коммуникативных умений. Основной проблемой воспитательно-образовательной работы со старшими дошкольниками является то, что задача формирования коммуникативных умений не выделяется как самостоятельная. Результаты контрольного эксперимента показали зависимость между реализацией этапности формирования коммуникативных умений в указанных формах организации совместной взросло-детской (партнерской) деятельности и уровнем их сформированности, что делает необходимым постановку специальных задач в образовательном процессе.

Специально установленные методы исследования и критерии сформированности коммуникативных умений позволили произвести необходимые измерения, показать достоверность и корректность измерений и выводов, полученных в ходе контрольного эксперимента.

Работа по формированию коммуникативных умений обеспечила необходимый результат благодаря:

- опоре на теорию деятельности и теорию поэтапного формирования умственных действий;

- использованию в ходе ее реализации приемов (моделирование, метод проблемных ситуаций, игровые и т.д.), акцентирующих внимание на компонентах коммуникативной деятельности;

- реализации ее в формах организации совместной взросло-детской (партнерской) деятельности (кружках, дидактических играх).

Предметно - развивающая среда способствовала успешности формирования коммуникативных умений, так как функционально моделировала содержание умений и обеспечивала единство социальных и предметных средств.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста будет происходить наиболее успешно, если:

- объединять в себе информационно-коммуникативные, регуляционнокоммуникативные, аффективно-коммуникативные умения и умения ориентироваться в условиях внешней ситуации общения, планировать содержание акта общения, реализовывать задуманное, подбирать вербальные и невербальные средства, оценивать результативность общения и отвечать адаптацией своего коммуникативного поведения;

- работа по формированию коммуникативных умений будет реализовываться по этапам, включающим: создание мотивации на общение и приобретение коммуникативных умений; ознакомление со средствами и способами общения и формирование коммуникативных умений в репродуктивной деятельности; творческое применение коммуникативных умений;

- предметно-развивающая среда будет обеспечивать единство социальных и предметных средств и функционально моделировать содержание формируемых у дошкольников коммуникативных умений.

Теоретическое изучение проблемы исследования и результаты педагогического эксперимента подтверждали корректность выдвинутой гипотезы и позволяет сделать следующие выводы:

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9

Великая педагогика:

Психологические особенности младших школьников
«Человек, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, углубляет свой жизненный опыт и становится иным по психическому складу», - утверждал Б.В. Асафьев. «Ранее вовлечение детей (и не только особо одаренных) в творческую деятельность очень полезно для общего художественного разви ...

Сравнительный анализ ФЕЗ с их эквивалентами в русском языке
Объектом исследования послужили фразеологические единицы с компонентом-зооморфизмом, отобранные из Англо-русского фразеологического словаря А.В.Кунина [1967]. Среди них встречаются наиболее частотные зоонимы cat (123), dog (289), horse (80), bear (60), bird (45), goose (50). При рассмотрении особен ...

Усвоение детьми различных групп слов
В рамках нашей темы существует еще одна проблема, которая связана с трудностями усвоения учащимися отдельных групп слов. Наблюдения за работой учителей начальных классов показывают, что на уроках русского языка, классного и внеклассного чтения уделяется недостаточное внимание работе с отвлеченными ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru