Очень близка к упражнениям тренировка, которую часто рассматривают как особую форму упражнений. В настоящее время под тренировкой принято понимать такие особенно интенсивные и планомерно ведущиеся упражнения, которые целиком и полностью служат достижению чисто спортивных целей, совершенствованию тех или иных спортивных качеств. Такое представление как бы предполагает, что тренировка имеет отношение исключительно к большому спорту. Такое мнение является довольно распространенным, о чем свидетельствует, в частности, Грёссинг, который считает название «тренировка» неприменимым к школьному спорту, характеризуя его как «фальшивую этикетку». {LINKS}
Тем самым вновь делается косвенное предположение, что наука о тренировке не подходит в качестве партнера для школьного спорта. Сосредоточение науки о тренировке на проблемах большого спорта должно вести к значительному снижению ценности этой дисциплины для педагогики спорта.
В тех случаях, когда наука о тренировке стремится выполнять только те задачи, которые способствуют исключительно росту спортивных достижений в большом спорте, она теряет почти всякое значение для педагогики спорта.
Традиционно преобладающее представление науки о тренировках как деятельно ориентированной дисциплине, служащей достижению высоких спортивных результатов, на первый взгляд может создавать впечатление, будто между нею и педагогикой спорта не может быть никакой связи. Согласно этому убеждению, многие специалисты по педагогике спорта скептически относятся к науке о тренировках, поскольку как «настоящие педагоги» они не хотят, чтобы преподавание физкультуры деградировало до положения опытного поля, где испытывались бы сведения, полученные на основе теории тренировки. Эта позиция, впрочем, именно в период, когда спорт подвергается открытой и неосознанной критике за его страсть к рекордам, находит все больше сторонников.
Существует целый ряд причин возникновения столь странного отношения между педагогически ориентированным школьным спортом и наукой о тренировках; повинна в этом, несомненно, и сама наука о тренировках.
Однако, пожалуй, еще более важным является тот факт, что эти взаимосвязи сложились в результате весьма неглубокого понимания ситуации, ведь тренировка вовсе не обязательно должна быть связана только с большим спортом. Тренировочные процессы различного рода происходят везде, где занимаются спортом и достигают каких-то спортивных результатов. Поэтому необходимо разрушить рамки узкого понимания тренировки как понятия, имеющего отношение только к большому спорту. По всей видимости, в наши дни точка зрения, согласно которой проблемы тренировки больше не являются исключительной привилегией большого спорта, получает все большее распространение. Хильденбрандт высказался ясно и лаконично: «Современное учение о тренировках может . соотноситься с весьма широким спектром явлений, среди которых большой спорт, например, представляет всего лишь один из участков». Эта мысль была подхвачена Курцем и Кайзером, которые дали ей более детальное обоснование. Курц стремится избавиться от предрассудков, существующих в отношении тренировки и науки о тренировках, выступая за более широкое ее понимание. «Тренировочными процессами мы называем любую реакцию на сигналы, возникающие по описанной нами схеме, в рамках которой падение функции требует ее усиленной компенсации. При этом безразлично, насколько высок исходный уровень подготовки тренирующего (и тем самым интенсивность сигнала, свидетельствующего о возникшем дефиците). Безразлично также, каковы последствия полученных сигналов - ведут ли они к постоянному улучшению состояния спортсмена, помогают ли они лишь поддерживать его на определенном уровне (как это часто бывает в большом спорте) или всего лишь замедляют процесс его ухудшения (явление, характерное для пожилых людей, занимающихся спортом)».
Такое понимание тренировки, ориентированное на биологические факторы, позволяет рассматривать тренировку как вполне оправданный и необходимый процесс в рамках преподавания физкультуры.
Тщательно дозированные и продуманные тренировки служат не только увеличению моторных возможностей для достижения рекордных результатов, но и способствуют сохранению здоровья и хорошей физической формы. Однако, поскольку, хорошее самочувствие и здоровье уже давно считаются особенно важными целями школьного спорта, их достижение определяет необходимость тренировки.
Великая педагогика:
Методика определения физических качеств и навыков
1. Тесты для определения скоростных качеств Бег на 10 метров хода (тест позволяет оценить скоростные качества ребенка и его реакцию). На асфальтированной дорожке намечаются линии старта и финиша. За линией финиша (в 6-7 м от нее) ставится ориентир (яркий предмет- кегля, кубик), для того, чтобы ребе ...
Особенности развития творчества в дошкольном детстве
Отечественные педагоги и психологи рассматривают творчество как создание человеком объективно и субъективно нового. Именно субъективная новизна составляет результат творческой деятельности детей дошкольного возраста. Рисуя, вырезая и наклеивая, ребенок дошкольного возраста создает для себя субъекти ...
Семья как специфическая педагогическая система. Особенности развития
современной семьи
Социология рассматривает семью как часть целого общественного организма, как клетку общества, как социальный воспитательный коллектив. Все изменения, происходящие в социально-экономической сфере, обязательно находят свое отражение в семье. Но в отличие от других социальных коллективов - производств ...