Обобщение опыта работы преподавателей по развитию орфографической зоркости у младшего школьника

Педагогическая информация » Система работы по формированию орфографических навыков у учащихся начальных классов » Обобщение опыта работы преподавателей по развитию орфографической зоркости у младшего школьника

Страница 5

Вопросами методики применения какографии занимались такие видные ученые, как М.В.Ушаков, Д.Н.Богоявленский. Есть так же работы Л.И.Вишняковой. Д.Б.Богоявленский аргументирует свое отношение к какографии с ссылкой на совет К.Д.Ушинского: «Применять этот прием этот прием лишь на определенном этапе обучения психологически целесообразно именно потому, что он предусматривает предварительно создание для ученика возможности критически отнестись к ошибкам в тексте на основе изученных правил». {LINKS}

М.П.Целикова, кандидат педагогических наук Шуйского государственного университета, в своей статье «какографические написания на уроке русского языка», высказывает мнение, что методика работы с какографическими (неправильными) написаниями разработана недостаточно: требуется обоснование психологами того, что какографические упражнения можно использовать не только с дифференцирующими написаниями. Нельзя бездумно подходить к этому вопросу и предлагать учащимся начальных классов для исправления слова типа типа: машЫна, чЯщЯ, камышЬ и т.п. сначала должен запечатлеться в сознании младшего школьника зрительный образ слова, что немаловажно и требует длительности во времени, а затем, после обработки соответствующего правила, идет поэтапное закрепление правописания отдельных слов в контекстном окружении.

Какографические упражнения, несомненно, обеспечивают сознательный подход к изучению орфографии, о чем пишет Е.Н.Леонович в статье «Какография учит более внимательно прочитывать написанное, учит проверять».

Комментированное письмо с указанием орфограмм. Это один из сложных видов работы, поэтому его необходимо применять практически на каждом уроке.

Объяснительные и предупредительные диктанты.

Выборочные списывания и диктанты.

Показ нужной орфограммы на карточках-сигналах.

Письмо по памяти.

Использование зрительных диктантов по методике И.Федоренко.

Использование зрительных диктантов для развития бокового зрения.

Использование этимологического анализа.

Использование орфографического чтения для развития фонематического слуха. Очень полезно после разбора упражнения читать тексты так, как написаны.

Прием списывания как одно из лучших средств развития орфографической зоркости.

Этот прием соединяет в себе и письмо по памяти, и орфографическое чтение, и комментированное письмо. Анализируя процесс письменной речи, Л.С.Высотский писал: «Мы очень часто скажем про себя, а потом пишем; здесь на лицо мысленный черновик».

Существуют множество методик по обучению списыванию, но все они сходятся в оном – орфографическое прочтение просто необходимо. Как необходимо каждый урок начинать с орфографической зарядки. Формы могут быть любые: по памятке, в парах, по упражнению. Особенно интересна орфографическая зарядка с использованием столбиков слов:

карандаш

радостный

сказка

земляника

опасный

березка

Москва

солнце

легкий

хорошо

известный

гладкий

Задание получает каждый ряд по одному столбику слов на 1 -2 минуты, по истечении которых читаются слова так, как написаны, указываются орфограммы и делается вывод, что все слова в первом столбике на непроверяемую гласную, во втором столбике на непроизносимую согласную и как ее проверить, в третьем столбике – на парную согласную и как ее проверить.

Алгоритм списывания может выглядеть так:

- прочитай предложение так, как оно слышится;

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Великая педагогика:

Характеристика студентов ВУЗа и разработка рекомендаций по формированию будущих специалистов по направлениям
В начале работы сформируем требования к психологическим личностным качествам будущего специалиста, которые необходимы для того, чтобы занять достойное место в жизни. К ним относятся: уверенность в собственных силах; доминирование эмоций радости; определенная доля агрессивности; склонность к риску; ...

Классификация компьютерных средств обучения математике
Основными видами компьютерных средств учебного назначения являются: сервисные программные средства общего назначения, программные средства для контроля и измерения уровня знаний, умений и навыков обучающихся, электронные тренажеры, программные средства для математического и имитационного моделирова ...

Живой уголок в кабинете биологии и рекомендации по его организации
В живом уголке в течение всего учебного года содержат растения: 1) комнатные, 2) дикорастущие травянистые (семенные и споровые), 3) культурные, выращиваемые из семян, корней, клубней и луковиц, 4) ветки деревьев и кустарников. Комнатные растения как многолетние и наиболее жизнеспособные в зимнее вр ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru