Обобщение опыта работы преподавателей по развитию орфографической зоркости у младшего школьника

Педагогическая информация » Система работы по формированию орфографических навыков у учащихся начальных классов » Обобщение опыта работы преподавателей по развитию орфографической зоркости у младшего школьника

Страница 1

Как научить правильно писать – эта проблема всегда волновала учителей и ученых. Как сделать так, чтобы количество ошибок уменьшалось, а письмо стало бы более осознанным и правильным. Хорошо, когда ребенку «дано» от Бога: правила чувствует интуитивно и пишет правильно. Но ведь таких единицы. Известно что, основанием проверки орфограмм служит умение увидеть орфограмму, опознать ее, т.е. соотнести с правилом, с грамматической основой. {LINKS}

Для этой операции нужны значительный объем памяти, ее готовность, четкое знание грамматики и орфографических правил. Узнавание орфограммы, соотнесение ее с правилом должны протекать с большой скоростью, чтобы не задерживать письма, не отвлекать школьника от того, что он пишет. Зоркость формируется на протяжении многих лет. Обследование уровня зоркости детей дают неутешительные результаты: она колебалась от 20 до 60% (учитывались только изученные виды орфограмм) и лишь у отдельных учащихся достигал 90%. Поэтому слабость орфографической зоркости принято считать важнейшей причиной ошибок школьников в письменных работах. А орфографическое комментирование – лучшее средство выработки зоркости и предупреждения ошибок.

Обнаружение орфограмм облегчают их опознавательные признаки. Обычно говорят, будто орфограмму обнаруживают по несовпадению звука и буквы, произношения и написания: много звезд – [звост]. Но забывают, что это несовпадение обнаруживается только тогда, когда ученик не только слышит слово, но и видит (или знает) буквы. До тех пор пока он слышит слово хотя бы внутренним слухом, он ни в чем не сомневается. Чтобы понять, что здесь есть орфограмма, ученика должно что-то насторожить, побудить к поиску. Здесь и нужны опознавательные признаки орфограмм, помимо предполагаемого несовпадения звука и буквы.

В процессе самостоятельного письма (сочинения) или письма под диктовку ученик сам должен на основании внутреннего, воображаемого слуха обнаружить орфограмму. Как срабатывает этот внутренний слух, пока не вполне ясно.

Когда неопытный, неподготовленный школьник пишет услышанное (продиктованное) слово сад, то последний звук этого слова не вызывает в нем никаких сомнений: он слышит звук [т]. В слове сбежал он слышит первый звук [з]. Оказывается, что первый опознавательный признак орфограмм неприменим в самостоятельном письме. Но он весьма эффективен в процессе тренировок, в ходе анализа написанного (напечатанного) текста, комментирования.

Второй опознавательный признак – это звуки и сочетания звуков, которые дают наибольшее количество несовпадений с буквами и, следовательно, создают опасность ошибок. Нужно научить школьников замечать в словах такие «опасные» места.

Для ориентирования в орфограммах, для их обнаружения и проверки надо знать:

а) природу данного явления, т.е. принцип, лежащий в его основе;

б) опознавательные признаки орфограмм данного типа;

в) какие знания и умения необходимы школьнику для проверки – решения грамматико–орфографической задачи.

Умение – это вид опыта личности, этап овладения новым способом деятельности: оно формируется на основе теории, правила, инструкции, а также на основе подражания по принципу «делай, как я». Закрепленное, автоматизированное умение принято называть навыком, что особенно важно для правописания. Процесс формирования орфографических умений и навыков проходит следующие этапы:

Мотивационный этап: потребность письменного изложения мысли.

Жизненная (учебная) ситуация порождает потребность проверять написание слов, сочетаний, конкретнее – проверять орфограммы.

Поиск способа решения задачи: грамматическое обоснование, опора на правило, осознание алгоритма (ориентировочный этап).

Составление алгоритма для данного случая, проверка орфограммы по ступеням алгоритма (операционный, исполнительский этап).

Повторное, многократное выполнение действия по правилу в измененных условиях и вариантах, с постепенным нарастанием трудности, с постепенным свертыванием алгоритма, его сокращением, с ускорением действия (тот же операционный, исполнительский этап).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Великая педагогика:

Реализация занятия как средства развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
С детьми экспериментальной группы мы начали проводить занятия, направленные на формирование познавательной активности. Неспецифичность операциональных компонентов познавательной активности ребенка делает возможным ее формирование в контексте различных форм детской деятельности. В качестве детских в ...

Производная и ее применение
Часто нас интересует не значение какой-либо величины, а ее изменение. Например, сила упругости пружины пропорциональна удлинению пружины; работа есть изменение энергии; средняя скорость — это отношение перемещения к промежутку времени, за который было совершено это перемещение, и т. д. При сравнени ...

Опытно-экспериментальная работа по выявлению эффективности влияния СМИ на развитие личности подростка
Теоретические посылки, выявленные нами в первой главе, послужили основой для организации опытно-экспериментальной работы. Целью которой стало выявление эффективности влияния СМИ на социокультурное развитие подростка. В эксперименте принимали участие 19 человек 15 - 16 лет, учащиеся 9 класса "А ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru