Многолетняя практика показывает, что достичь орфографической грамотности у младших школьников можно лишь каждодневным упорным трудом. Поэтому на каждом уроке русского языка дается на дом упражнения такого вида. После записи «Домашняя работа» записываем под диктовку 1-2 предложения через строчку. Дети дома выполняют орфографическую работу зеленым цветом (рисуют стрелки и подбирают проверочные слова). Во время проверки в местах пропуска детьми орфограмм учитель подчеркивает орфограмму, проводит стрелку красным цветом и возвращает тетради. Дети после проверки вновь подбирают проверочные слова. {LINKS}
При написании контрольных диктантов и работ творческого характера дети тоже пишут через строчку. Бывает, что ученик неплохо знает правила, а применять их на практике совершенно не умеет. Чтобы избежать этого, В.В.Смирнова, вместе с детьми, придумали схемы, с помощью которых можно легко ориентироваться в нахождении орфограмм и подборе проверочных слов. В процессе работы, при анализе характера ошибок, выясняется, что дети часто ошибаются при выборе проверочных слов. Возникает вопрос: с чего начать? С действий по плану.
· Поставить в словах ударение.
· Определить часть речи.
· Выяснить в какой части слова находиться орфограмма.
· Дальше действовать по правилам.
Г.М.Межонова, учитель школь с. Юрово Трубчевского района Брянской области считает, что основная причина низкой грамотности в неумении увидеть нужную орфограмму. Ведь большинство детей знает правила, но применить их не могут. Вывод напрашивается сам: ученики должны знать правила и уметь их применять.
М.Р.Львов в своей работе «правописание в начальных классах» (1990, 2001) пишет: «Отсутствие орфографической зоркости или ее слабая сформированность является одной из главных причин допускаемых ошибок. Эта причина сводит на нет хорошее знание правил и умение их применять, школьник не видит орфограмм в процессе письма».
Исследования показали, что самостоятельно определяют орфограммы 15 – 45 % учеников лишь в отдельных классах. Там же, где учитель работает специально, - 70 – 90%. Следовательно, работу по развитию орфографической зоркости вести необходимо. Этот вопрос интересовал Г.М.Межонову уже давно и проанализировав свой педагогический опыт, а также опыт работы известных методистов (П.С. Жедек «Методика обучения орфографии», М.В.Львова «Правописание в начальных классах» и ряд статей из журнала «Начальная школа») она пришла к некоторым выводам:
Работу по развитию навыков грамотного письма нужно начинать уже в букварный период на основе разъяснения несоответствия произношения и написания.
Ø Ввести понятие «опасное место», чтобы насторожить детей на появлении возможной ошибки.
Ø Орфографические правила вводить с выполнением нужных упражнений, а также с поэтапным использованием памятки для работы над ошибками.
Ø Развивать фонематический слух.
Ø Обучать правильному списыванию текста.
Ø Прививать интерес к чтению.
Ø Интегрировать уроки русского языка и чтения.
Ø Развивать словарный запас детей.
Ребенку, пришедшему в первый класс, очень трудно разобраться в написании слов и многом другом, так как он только научился писать. Но здесь очень важно обратить внимание на то, что написание некоторых слов расходится с их произношением. При формировании орфографической зоркости можно выделить несколько этапов:
Первый этап. Обучение постановке ударения. Задания предлагаются такие, где написание не расходится с произношением. Например: рыба, парта, кусты, Ната, Нина, реки. Закреплению этого навыка поможет подбор слов.
Второй этап. Ввод слов, где написание расходится с произношением.
Определение ударного звука как сильной позиции как сильной позиции и безударного – «опасного места» в слове. Безударный произносится слабее, тише ударного, слышится не ясно. Трава, доска, в поле, красивые, играет, занесло, кожаный, травяной, снегопад.
Великая педагогика:
Художественно-педагогический потенциал уроков тематического рисования как
средства приобщения школьников к национальной культуре
Предметный мир, окружающий человека, всегда несет на себе следы его трудовой, преобразующей деятельности. Общество, в котором мы живем, должно заботиться об образованности подрастающего поколения, стремиться приобщать молодежь к ценностям культуры и искусства народа, формировать активную жизненную ...
Исследование
особенностей нарушения письма у детей младшего школьного возраста Третьяковской
общеобразовательной средней школы
Младшие школьники с нарушением письма принадлежат к категории учащихся, которые особенно нуждаются в коррекционно-логопедической помощи. При отсутствии специально организованной коррекционной работы не только создаются затруднения в процессе обучения, но и зачастую младшие школьники оказываются в ч ...
Современные педагогические технологии и проектная методика обучения иностранным
языкам
В данном параграфе целесообразно рассмотреть дидактические основы использования проектной методики в контексте современных педагогических технологий, которые включают следующие положения: ориентационные изменения в школьной системе образования; дидактическая структура проектного обучения как новой ...