Обобщение опыта работы преподавателей по развитию орфографической зоркости у младшего школьника

Педагогическая информация » Система работы по формированию орфографических навыков у учащихся начальных классов » Обобщение опыта работы преподавателей по развитию орфографической зоркости у младшего школьника

Страница 3

Многолетняя практика показывает, что достичь орфографической грамотности у младших школьников можно лишь каждодневным упорным трудом. Поэтому на каждом уроке русского языка дается на дом упражнения такого вида. После записи «Домашняя работа» записываем под диктовку 1-2 предложения через строчку. Дети дома выполняют орфографическую работу зеленым цветом (рисуют стрелки и подбирают проверочные слова). Во время проверки в местах пропуска детьми орфограмм учитель подчеркивает орфограмму, проводит стрелку красным цветом и возвращает тетради. Дети после проверки вновь подбирают проверочные слова. {LINKS}

При написании контрольных диктантов и работ творческого характера дети тоже пишут через строчку. Бывает, что ученик неплохо знает правила, а применять их на практике совершенно не умеет. Чтобы избежать этого, В.В.Смирнова, вместе с детьми, придумали схемы, с помощью которых можно легко ориентироваться в нахождении орфограмм и подборе проверочных слов. В процессе работы, при анализе характера ошибок, выясняется, что дети часто ошибаются при выборе проверочных слов. Возникает вопрос: с чего начать? С действий по плану.

· Поставить в словах ударение.

· Определить часть речи.

· Выяснить в какой части слова находиться орфограмма.

· Дальше действовать по правилам.

Г.М.Межонова, учитель школь с. Юрово Трубчевского района Брянской области считает, что основная причина низкой грамотности в неумении увидеть нужную орфограмму. Ведь большинство детей знает правила, но применить их не могут. Вывод напрашивается сам: ученики должны знать правила и уметь их применять.

М.Р.Львов в своей работе «правописание в начальных классах» (1990, 2001) пишет: «Отсутствие орфографической зоркости или ее слабая сформированность является одной из главных причин допускаемых ошибок. Эта причина сводит на нет хорошее знание правил и умение их применять, школьник не видит орфограмм в процессе письма».

Исследования показали, что самостоятельно определяют орфограммы 15 – 45 % учеников лишь в отдельных классах. Там же, где учитель работает специально, - 70 – 90%. Следовательно, работу по развитию орфографической зоркости вести необходимо. Этот вопрос интересовал Г.М.Межонову уже давно и проанализировав свой педагогический опыт, а также опыт работы известных методистов (П.С. Жедек «Методика обучения орфографии», М.В.Львова «Правописание в начальных классах» и ряд статей из журнала «Начальная школа») она пришла к некоторым выводам:

Работу по развитию навыков грамотного письма нужно начинать уже в букварный период на основе разъяснения несоответствия произношения и написания.

Ø Ввести понятие «опасное место», чтобы насторожить детей на появлении возможной ошибки.

Ø Орфографические правила вводить с выполнением нужных упражнений, а также с поэтапным использованием памятки для работы над ошибками.

Ø Развивать фонематический слух.

Ø Обучать правильному списыванию текста.

Ø Прививать интерес к чтению.

Ø Интегрировать уроки русского языка и чтения.

Ø Развивать словарный запас детей.

Ребенку, пришедшему в первый класс, очень трудно разобраться в написании слов и многом другом, так как он только научился писать. Но здесь очень важно обратить внимание на то, что написание некоторых слов расходится с их произношением. При формировании орфографической зоркости можно выделить несколько этапов:

Первый этап. Обучение постановке ударения. Задания предлагаются такие, где написание не расходится с произношением. Например: рыба, парта, кусты, Ната, Нина, реки. Закреплению этого навыка поможет подбор слов.

Второй этап. Ввод слов, где написание расходится с произношением.

Определение ударного звука как сильной позиции как сильной позиции и безударного – «опасного места» в слове. Безударный произносится слабее, тише ударного, слышится не ясно. Трава, доска, в поле, красивые, играет, занесло, кожаный, травяной, снегопад.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Великая педагогика:

Характеристика связной речи и ее особенности
Каждый ребенок должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной. Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражается ...

Психолого – педагогическая характеристика интереса
Одной из педагогических наук, которая изучает закономерности музыкального воспитания с целью совершенствования его содержания и методов, является методика музыкального воспитания. Она практикует, как на основе дидактических принципов и методов целесообразно строить учебно – воспитательный процесс и ...

Психологические характеристики отдельных сторон мотивационной сферы учения
Совершенствование системы обучения, стимулируемое социальным заказом общества, постоянно усложняет и требования к психологическому развитию выпускников школы. Сегодня уже не достаточно овладеть школьниками суммой знаний, важное значение придается задаче научить школьников учиться, а психологически ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru