Проведя подробный анализ психологической и методической литературы, мы пришли к выводу, что проблема формирования нравственных представлений и поступков у младших школьников в процессе внеклассного чтения в настоящее время является крайне актуальной. {LINKS}
Наш эксперимента проходил в три этапа: подбор методик исследования, проведение исследования, анализ и интерпретация полученных данных.
Исследование проводилось в гимназии № 4 г. Красноярска. В исследовании принимали участие учащиеся 4-х классов. Всего в исследовании участвовало 40 человек. Эксперимент проходил в мае 2009 года.
Для реализации цели нашего исследования – выявить уровень правовой воспитанности младших школьников, мы использовали следующие методики:
методику М.И. Шиловой,
метод «Незаконченный рассказ»
Анкету
Методика М.И. Шиловой
Таблица 1. Критерии воспитанности (по М.И. Шиловой.)
Критерий оценки |
Проявление воспитанности |
Эрудиция |
Прочность и глубина знаний. Использование дополнительных источников знаний. |
Культура речи. |
Доказательность и аргументированность суждений. |
Сообразительность. |
Старательность. Добросовестность. |
Прилежание |
Регулярность и систематичность учебной работы. Самостоятельность. |
Внимательность. Взаимопомощь. |
Организованность и собранность. Стремление совершенствовать результаты. |
Трудолюбие |
Бережливость. Привычки к самообслуживанию. Эстетика и культура труда. |
Отношение к природе |
Помощь природе. Сохранность природы в повседневной жизнедеятельности |
Следование правилам безопасности |
Бережное отношение к земле, животным, растениям. |
Нравственные качества и сознательная дисциплинированность |
Выполнение правил поведения учащихся. Соблюдение правил внутреннего распорядка школы. Следование нормам и правилам человеческого общения. Терпимость к недостаткам и слабостям других. Милосердие. |
Эстетические вкусы |
Участие в жизни класса и школы Аккуратность и опрятность. Культурные привычки. Внесение элементов эстетики в свою жизнь. Способность откликаться на прекрасное в жизни. Посещение центров и учреждений культуры |
Навыки самосовершенствования |
Элементы саморегуляции поведения. Умение организовать свое время. Соблюдение санитарно-гигиенических правил. Забота о собственном здоровье. Наличие вредных привычек |
Степень сформированности качеств оценивается по пятибалльной системе:
1— качество не проявляется;
— качество проявляется редко;
— качество проявляется почти всегда, но под воздействием воспитателя;
— качество проявляется почти всегда, но еще не стало потребностью школьника, требуется контроль со стороны взрослых и коллектива;
— качество проявляется всегда, иначе ученик поступить не может.
Метод «Незаконченный рассказ»
При использовании метода незаконченных рассказов, ученикам зачитывается рассказ, в котором герою необходимо было действовать, или нарушая нравственную норму, или в соответствии с ней. Каждого испытуемого просили представить, что действующим лицом является он сам. Ученик должен был закончить рассказ, предлагая свои способы поведения и обосновывать их.
Великая педагогика:
Сущность и структура личностно – ориентированного обучения
Одним из двух главных компонентов целостного педагогического процесса является процесс обучения (учебный процесс) - сложный, уступающий, быть может, только процессам воспитания и развития. Дать полное и всестороннее определение его сущности очень трудно, ибо он включает большое число разнообразных ...
Определение площади и кубатуры кабинета, измерение температуры воздуха в
кабинете
При помощи рулетки была измерена длина, ширина, высота учебного класса, определена его площадь, кубатура. Рассчитана площадь, которая приходится на одного учащегося (на количество посадочных мест). Площадь обычного учебного кабинета, рассчитанного для работы 40 учащихся младших классов и 35 учащихс ...
Правила и теоремы теории вероятностей
Теорема сложения вероятностей несовместимых событий Суммой событий А и В называют событие С = А + В, состоящее в наступлении, по крайней мере, одного из событий А или В. Испытание - стрельба двух стрелков (каждый делает по одному выстрелу). Событие А - попадание в мишень первым стрелком, событие В ...