Проведя подробный анализ психологической и методической литературы, мы пришли к выводу, что проблема формирования нравственных представлений и поступков у младших школьников в процессе внеклассного чтения в настоящее время является крайне актуальной. {LINKS}
Наш эксперимента проходил в три этапа: подбор методик исследования, проведение исследования, анализ и интерпретация полученных данных.
Исследование проводилось в гимназии № 4 г. Красноярска. В исследовании принимали участие учащиеся 4-х классов. Всего в исследовании участвовало 40 человек. Эксперимент проходил в мае 2009 года.
Для реализации цели нашего исследования – выявить уровень правовой воспитанности младших школьников, мы использовали следующие методики:
методику М.И. Шиловой,
метод «Незаконченный рассказ»
Анкету
Методика М.И. Шиловой
Таблица 1. Критерии воспитанности (по М.И. Шиловой.)
|
Критерий оценки |
Проявление воспитанности |
|
Эрудиция |
Прочность и глубина знаний. Использование дополнительных источников знаний. |
|
Культура речи. |
Доказательность и аргументированность суждений. |
|
Сообразительность. |
Старательность. Добросовестность. |
|
Прилежание |
Регулярность и систематичность учебной работы. Самостоятельность. |
|
Внимательность. Взаимопомощь. |
Организованность и собранность. Стремление совершенствовать результаты. |
|
Трудолюбие |
Бережливость. Привычки к самообслуживанию. Эстетика и культура труда. |
|
Отношение к природе |
Помощь природе. Сохранность природы в повседневной жизнедеятельности |
|
Следование правилам безопасности |
Бережное отношение к земле, животным, растениям. |
|
Нравственные качества и сознательная дисциплинированность |
Выполнение правил поведения учащихся. Соблюдение правил внутреннего распорядка школы. Следование нормам и правилам человеческого общения. Терпимость к недостаткам и слабостям других. Милосердие. |
|
Эстетические вкусы |
Участие в жизни класса и школы Аккуратность и опрятность. Культурные привычки. Внесение элементов эстетики в свою жизнь. Способность откликаться на прекрасное в жизни. Посещение центров и учреждений культуры |
|
Навыки самосовершенствования |
Элементы саморегуляции поведения. Умение организовать свое время. Соблюдение санитарно-гигиенических правил. Забота о собственном здоровье. Наличие вредных привычек |
Степень сформированности качеств оценивается по пятибалльной системе:
1— качество не проявляется;
— качество проявляется редко;
— качество проявляется почти всегда, но под воздействием воспитателя;
— качество проявляется почти всегда, но еще не стало потребностью школьника, требуется контроль со стороны взрослых и коллектива;
— качество проявляется всегда, иначе ученик поступить не может.
Метод «Незаконченный рассказ»
При использовании метода незаконченных рассказов, ученикам зачитывается рассказ, в котором герою необходимо было действовать, или нарушая нравственную норму, или в соответствии с ней. Каждого испытуемого просили представить, что действующим лицом является он сам. Ученик должен был закончить рассказ, предлагая свои способы поведения и обосновывать их.
Великая педагогика:
Основные принципы системы рейтинговой
оценки
Рассмотрим основные принципы системы рейтинговой оценки. Относительность оценки рейтинга: общее количество баллов по теме определяется в зависимости от отведенного на ее изучение часов, а также значимости данной темы по сравнению с другими. Для определения рейтинга вводятся обязательные и дополните ...
Педагогика высшей школы
Педагогика высшей школы – педагогика институтов, академий, университетов. Данная отрасль относится и к возрастной и к отраслевой педагогике, т.к. высшая школа – образовательное учреждение наивысшего ранга, занимающееся подготовкой высококвалифицированных профессионалов и являющееся конечной ступень ...
Проблема содержание социального образования
Социальное образование как область педагогики получило широкое распространение в России, а, следовательно, и Беларуси в первой половине 90-х годов. В эти годы серьезно переосмысливаются подходы к содержанию и организации социального образования, определению критериев его качества, ведется поиск эфф ...