Одним из двух главных компонентов целостного педагогического процесса является процесс обучения (учебный процесс) - сложный, уступающий, быть может, только процессам воспитания и развития. Дать полное и всестороннее определение его сущности очень трудно, ибо он включает большое число разнообразных связей и отношений множества факторов различного порядка и разной природы. В сочинениях древних и средневековых мыслителей понятие «обучение», «процесс обучения» рассматривались главным образом как «преподавание, цель которого - учение». В начале XX века в понятие «обучение» стали включать уже два компонента, составляющих этот процесс: преподавание и учение. Преподавание рассматривается как «деятельность учителей, обеспечивающих усвоение учебного материала, а учение - как деятельность учеников по усвоению предлагаемых им знаний». Несколько позже, в понятии «обучение» нашли отражение и управляющая деятельность учителя по формированию у учеников способов познавательной деятельности, и совместная деятельность учителя и учеников. Следовательно, сущность процесса обучения как совместной деятельности учителя и ученика составляет единство преподавания и учения. {LINKS}
В современном понимании, по мнению исследователей, для обучения характерно упорядоченное взаимодействие учителя с учениками, направленное на достижение поставленной цели. Это двусторонний процесс их совместной, специально организованной, познавательной деятельности, в процессе которой у учеников формируются научные знания, необходимые способы деятельности, эмоционально-ценностное и творческое отношение к
окружающей действительности. В обучении осуществляется развитие ребенка. Основными структурными элементами обучения как системы, по мнению ученых, являются: «цели; принципы; содержание; методы; организационные формы; результаты».
Данные структурные элементы характерны для всех дидактических систем. Под дидактической системой понимается «выделенное по определенным критериям целостное образование. Системы отличаются не второстепенными деталями, а принципиальными особенностями. Они характеризуются внутренней целостностью структур, образованных единством целей, организационных принципов, содержания, форм и методов обучения». На основе этого выделяют несколько принципиально отличающихся, по мнению ученых, дидактических систем: разрабатывая теоретические основы дидактики, И.Ф.Гербарт (XVIII – ХIХ в.) понимал обучение как внутреннюю, целостную и непротиворечивую теорию «воспитывающего обучения». В традиционной системе обучения доминирующую роль играет преподавание, деятельность учителя. Дидактическая система Д.Дьюи (ХIХ в.) основное внимание обращает на активную роль ученика в процессе обучения. Такая система известна как педоцентристская. В основе каждой из дидактических систем лежит определенная теория.
Таким образом, анализ источников показал, что с древнейших времен ведется поиск наиболее эффективных и совершенных путей обучения и образования детей. Самое ценное из накопленных наукой знаний, лучшее из опыта оказало влияние на совершенствование процесса обучения.
Современная дидактика, по мнению исследований, интенсивно развивается, пополняясь новыми концепциями, подходами, технологиями обучения, отражающими запросы меняющегося общества и практические
разработки в образовании. Основу современных дидактических систем составляют объективные закономерности. Благодаря этому современная дидактика смогла преодолеть односторонний подход к пониманию и анализу процесса обучения. Несмотря на бурный рост всевозможных технологий обучения, ни одна из них, как утверждают ученые, не представлена в чистом виде, одна включает элементы другой. Однако необходимыми требованиями для каждой технологии являются воспитывающий, развивающий характер обучения и активность объекта научения.
Каждая дидактическая система вызывает к жизни определенный вид обучения со своими особенностями и соответствующей технологией. Вид обучения - это «общий способ организации учебно-воспитательного процесса. Вид обучения определяется на основе анализа главных его структурных компонентов: характера деятельности учителя; особенностей обучения учеников; специфики применения знаний на практике и др.». По этому общему критерию, наряду с традиционным обучением, выделяются еще несколько видов обучения: развивающее, проблемное, программированное, проектное, интерактивное, личностно-ориентированное и др.
Все виды обучения, особенно программированное, позволяют эффективно использовать дифференцированное обучение - такой подход,
при котором максимально учитываются возможности и запросы каждого ученика или отдельных групп школьников. Цель дифференцированного обучения в школе - уберечь учеников от возможных пробелов в знаниях, «выравнять» их подготовку, возбудить интерес к учению. Дифференциация обучения на уроке осуществляется через изменение содержания, регулирование трудности и длительности выполнения отдельных заданий,
Великая педагогика:
Отклоняющее поведение: понятие, сущность причины, виды
По мнению Никитина В.А. под нормой понимают (от латинского norma) правило, точное представление, установленную меру. Выражение социальной нормы – это официально установленные или сложившиеся под воздействием социальной практики правила общественного поведения и проявления человека в конкретно-истор ...
Становление и развитие системы подготовки специалистов по социальной работе
в Беларуси
Социальная работа как профессиональная деятельность начала складываться в Республике Беларусь в 90-ые годы. Предпосылкой этому послужило введение в 1991 году должности социального работника. Первым учебным заведением, осуществившим набор на специальность «социальная работа» в 1991 году стал Минский ...
Психология незрячих
Развитие психики при нарушениях зрения Одной из наиболее актуальных проблем специальной психологии является проблема межличностного взаимодействия инвалидов и физически здоровых людей. Изучение психики людей с ограниченными физическими возможностями, осознание трудностей, связанных с вхождением дет ...