Способы реализации личностно-ориентированного обучения в начальной школе

Педагогическая информация » Способы реализации личностно-ориентированного обучения в начальной школе

В последние десятилетие, образовательная политика была направлена, на построение и реализацию вариативного образования. В этих целях созданы различные образовательные учреждения. При всем разнообразии целей и задач большинство из них реализуют просвещенческую, «знаниевую» функцию. Ориентация на получение в процессе образования научных, социальных и профессиональных знаний заслонила собой многие важные проблемы воспитания современного ребенка. Вариативность образования рассматривается как создание условий для развития разных групп детей (одаренных, с различными физическими и психическими отклонениями и т.п.) Для этого организуются отдельные группы, классы, целые школы. Но возможен и другой подход к реализации идеи вариативности образования. Он состоит в организации условии, которые при наличии единого для всех образовательного пространства создают развивающую среду, где каждый ребенок в зависимости от присущих ему индивидуальных особенностей получает многообразие вариантов для своего развития.

{LINKS}

С активизацией процесса демократизации общества усилилась потребность в самостоятельной, ответственной за свои поступки личности, способной принимать осознанные решения в ситуации выбора. От ориентации на общество образование поворачивается к ориентации на личность. Поэтому чрезвычайно актуальной становится проблема развития личности школьника.

Исследования отечественных, зарубежных педагогов и психологов показывают, что именно младший школьный возраст является отправной точкой в осознании человеком своей личности, определении собственной позиции в учебном процессе и в других сферах жизнедеятельности. Однако самостоятельно ребенку трудно справиться с такой задачей, поэтому в этот период особенно важно оказать ему помощь в становлении и развитии его личности. По мнению ведущих специалистов (Е.В.Бондаревской, С.В.Кульневич, В.В.Серикова, И.С.Якиманской и других), осуществление такой помощи возможно в условиях личностно - ориентированного обучения. Такое обучение тесным образом связано с вопросами гуманизации, дифференциации, индивидуализации обучения.

Обращение к тематике личностно - ориентированного обучения, на наш взгляд, актуально еще потому, что, с одной стороны, во всех школах России признается приоритет данного направления в новой образовательной концепции, и в то же время лишь немногие образовательные учреждения в полной мере реализуют идеи личностно - ориентированного обучения на практике. Некоторые педагоги считают, что личностно - ориентированное обучение в условиях классно - урочной системы осуществить невозможно, так как в классе 25 и более учеников, и построить урок, учитывая интересы и потребности каждого, педагог не в состоянии. Но смысл личностно-ориентированного обучения заключается не в этом. Учет особенностей каждого ученика предполагает в индивидуализации обучения, а не в личностной его ориентации. В процессе индивидуализации педагог видоизменяет учебный процесс, подстраивая его к особенностям ребенка, адаптирует педагогические воздействия - к ученику. В личностно-ориентированном обучении ученик предстает как активная личность, имеющая сложившуюся систему взглядов, активно действующая в окружающем мире. Возможность выбора в учебном процессе - отличительная черта личностно - ориентированного обучения.

Методологический уровень анализа проблемы личностно-ориентированного обучения представлен в работах Ш.А.Амонашвили, Е.В.Бондаревской, В.А.Караковского, В.В.Серикова, И.С.Якиманской и др. Наличие большого числа научных и практических работ по проблеме исследования свидетельствует об его актуальности. В процессе анализа психолого-педагогической литературы по проблеме личностно-ориентированного обучения, мы обнаружили, что специфика работы с младшим школьником в условиях данного обучения практически не раскрыта. Это объясняется сложностью и возрастным своеобразием объекта исследования, ограниченностью выбора содержательного материала и методических приемов. Остаются открытыми вопросы о том, как лучше организовать личностно - ориентированный урок в начальной школе, учитывая своеобразие младшего школьного возраста, какие приемы и методы взаимодействия использовать, какой учебный материал выбрать для раскрытия той или иной темы с учетом субъектного опыта ребенка.

Цель исследования состоит в выявлении особенностей личностно – ориентированного обучения младших школьников в начальных классах.

Объект исследования - личностно - ориентированное обучение младших школьников.

Предмет исследования – способы реализации личностно – ориентированного обучения в начальной школе.

Гипотезой исследования явилось предположение о том, что личностно – ориентированный подход в обучении в начальной школе способствует развитию личности младших школьников при следующих педагогических условиях:

-проведение обязательного и регулярного психолого - педагогического исследования индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, учёт этих особенностей при обучении;

-отбор содержания урока, позволяющего реализовать основную цель личностно - ориентированного обучения - создание условий для развития личностных функций учащихся.

Задачи исследования:

Осуществить теоретический анализ основ личностно - ориентированного обучения.

Выявить оптимальное содержание урока как формы реализации личностно - ориентированного обучения младших школьников.

Определить наиболее оптимальные приемы, формы и средства личностно - ориентированного обучения младших школьников.

Для реализации задач исследования возможно применение следующего комплекса методов:

- анализ, синтез и сравнение исследуемых явлений;

- обобщение и анализ педагогического опыта;

- тестирование, анкетирование, беседа;

- организация опытно-экспериментальной работы.

реализация ориентир личность обучение школа

Великая педагогика:

Социальная работа - принципиально новый вид социальной деятельности
Чтобы понять сущность и содержание, структуру и функции социальной работы необходимо дать определение понятия «деятельность». Деятельность - способ существования и развития социальной действительности, проявление социальной активности, целенаправленного отражения и преобразования окружающего мира. ...

Своеобразие развития сенсорной сферы у детей старшего дошкольного возраста
В дошкольных воспитательно-образовательных учреждениях решаются основные задачи в сенсорном воспитании детей: На первом году жизни это обогащение ребенка впечатлениями. Следует создать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущимися яркими игрушками, хватать предметы разной формы и величины ...

Современные педагогические технологии и проектная методика обучения иностранным языкам
В данном параграфе целесообразно рассмотреть дидактические основы использования проектной методики в контексте современных педагогических технологий, которые включают следующие положения: ориентационные изменения в школьной системе образования; дидактическая структура проектного обучения как новой ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru