Психофизиологические основы компенсации

Страница 1

Физиологической основой компенсации дефекта служит учение И.П. Павлова о высшей нервной деятельности. П.К. Анохин показал, что компенсация дефекта – частный случай рефлекторной деятельности центральной нервной системы.

В основе компенсации лежат те же нервные механизмы, что и при нормально функционирующих сенсорных системах. Компенсация определяется внешними стимулами и основана на их анализе и синтезе, структурности и локализации нервных процессах в мозге. В основе процессов компенсации лежит образование динамических сложных систем связи. Образование этих систем связей на основе деятельности сохранившихся анализаторов, ведущих к адекватному решению задач отражения и деятельности, обеспечивает компенсацию слепоты.

Психическое развитие незрячего ребенка, также как и зрячего, подчинено общим законам возрастных изменений и протекает в условиях ведущей для каждого возраста деятельности. Именно в процессе ведущей деятельности создается зона ближайшего развития ребенка, и формируются новые психические образования. Л.С. Выготский, характеризуя игру дошкольника, являющуюся ведущей деятельностью для этого возраста, говорил, что именно игра создает зону ближайшего развития, управляя которой можно подвести ребенка к актуальному развитию, т.е. к самостоятельному осуществлению целого ряда действий, например, умению запоминать стихи, строить домики и т.д.

Неоходимо выделять 3 стадии компенсации слепоты в раннем и дошкольном возрасте:

1-ая стадия связана с полисенсорным характером восприятия ребенка, его реакциями на комплексные раздражители. Она характеризуется образованием связей между сохранившимися анализаторами и обеспечивает создание базы полисенсорного восприятия, системы сенсомоторной деятельности, т.е. создание связей между зрительными, слуховыми, осязательными, вибрационными и другими восприятиями и движениями, пока еще очень обобщенных и генерализованных, позволяющих ребенку реагировать на комплексы жизнено важных для него действий окружающих людей.

2-ая стадия связана с появлением, выделением и дифференциацией отдельных сигнальных признаков окружающих предметов и действий с ними; формируется способность выделять в предметах отдельные признаки и качества, используется речевое общение.

3-ая стадия связана с появлением образов, представлений, т. е. у ребенка формируется умение представлять предметы в их отсутствие как совокупность признаков и сохранять их образы в памяти. Это позволяет незрячему ребенку осуществлять творческую игру.

Т.о. компенсацию можно определить как универсальную способность организма в той или иной степени возмещать нарушение или утрату определенных функций. Это явление биосоциальное, синтез действия биологических и социальных факторов.

Л.С. Выготский писал, что наступит время, когда дети с аномалиями в развитии, составаясь незрячими “перестанут быть дефективными, потому что дефектность есть понятие социальное, а дефект есть нарост на слепоте . Социальное воспитание победит дефективность”.

Цель воспитания – это подготовка сознательного члена общества, активно участвующего в жизни и труде. Но, воспитывая незрячего, необходимо знать своеобразие его развития и специальные методы воспитания, поскольку в активной жизни и деятельности у незрячего ребенка формируется компенсаторные процессы, позволяющие ему развивать психические качества, адекватные жизненным проблемам и ситуациям.

Важно преодолеть возникающее чувство своей неполноценности. Спокойно отвечать на вопросы посторонних, обеспечить с 1,5-2 х лет общение с другими детьми и взрослыми, если есть возможность – оформить в специальное дошкольное учреждение.

В семье должно быть отношение, как к здоровому, полноценному человеку, т.к. в первую очередь родители могут оказать незрячему ребенку помощь в создании активной личностной позиции в жизни, в преодолении трудностей поведения в обществе, возникающей у него в связи со слепотой.

Своевременное предоставление самостоятельности и побуждение к ней, создание направленности на будущее, включение предметной, игровой и учебной деятельности детей в сферу их интересов, определение их роли и места в круге жизненных ситуаций являются важными условиями формирования системы компенсации.

Принципы коррекционной работы

Коррекционная работа выступает как регулирующая и активизирующая все психические процессы ребенка с нарушениями зрения. Эффективность коррекционной работы зависит от понимания целей, задач и роли коррекционной работы в преодолении недостатков в развитии детей с нарушениями зрения. Поэтому важно знать ряд принципов, которые предопределяют эффективность коррекционной помощи. Коррекционная работа является средством оказания помощи ребенку при овладении определенным опытом общения с окружающим миром.

Одним из принципов такой работы является ее превентивная направленность, позволяющая решать задачи опережающего характера по предотвращению отклонений в психофизическом развитии детей с нарушениями зрения.

Страницы: 1 2

Великая педагогика:

Чтение как вид речевой деятельности
Многие исследователи отмечают, что именно благодаря чтению, в процессе которого происходит извлечение информации из текста, возможны передача и присвоение опыта, приобретенного человечеством в самых различных областях социальной, трудовой, и культурной деятельности. Развивая мысль о роли чтения в у ...

Характеристика СМИ и их влияние на развитие личности подростков
Средства массовой информации (СМИ) - представляют собой учреждения, созданные для открытой, публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам - это относительно самостоятельная система, характеризующаяся множественностью составляющих элементов: сод ...

Реформа начального и среднего образования 1864 года
В 1864 году была проведена реформа системы начального и среднего образования: 19 июля 1864 года вышло «Положение о начальных народных училищах», цель которых усматривалась в утверждении в народе религиозных и нравственных понятий и распространении первоначальных полезных знаний. Срок обучения в учи ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru