Описание методики исследования и процедуры ее проведения

Страница 1

Эксперимент по определению и повышению уровня овладения орфографией у учащихся начальных классов проводился в ООШ «Начальная школа – Детский сад» города Железноводска в 3 В классе. В классе 27 человек из них 13 девочек и 14 мальчиков в возрасте от 9 до 10 лет. {LINKS}

Целью исследования являлось выявить уровень владения учащимися орфографическими навыками; с помощью системных занятий на уроках русского языка по методике Е.В. Бельдиной (учителя начальных классов города) повысить уровень орфографической зоркости детей и выявить, насколько эффективна данная методика.

Вся работа была разбита на несколько этапов.

Первый этап – констатирующий.

Целью этого этапа было определение уровня орфографических навыков у учащихся на начало практики, выявление слабоуспевающих учеников, выяснение причин орфографической безграмотности, проанализировать типичные ошибки в работах и наметить пути их устранения.

Для выполнения этой цели необходимо был проведен контрольный диктант. Результаты этого были выше среднего. На основе результатов диктанта был разработан «экрана грамотности» класса, который помог увидеть истинную картину усвоения детьми различных орфограмм по программе. «Экран грамотности» представляет собой таблицу, в которую внесены данные об ошибках каждого учащегося.

Предполагалось, что причинами недостаточного владения орфографией являлись следующие: рассеянность внимания, низкая мотивация к учению, незнание правил и неумение их применять, бесконтрольность за успеваемостью детей со стороны родителей.

Следующим этапом был - формирующий.

Целью этого этапа было развивать орфографическую зоркость, а следовательно повышать орфографическую грамотность учащихся с помощью системы упражнений, разработанных Е.В Бельдиной (учитель МОУ лицея №109, г. Екатеринбург).

Главными задачами на этом этапе были: раскрытие значения любых изучаемых слов; обнаружение и распознавание орфограммы в слове; приобщение детей к самостоятельной работе над ошибками; Развитее у детей памяти, внимания; расширение словарного запаса; развитие положительной мотивации к учебе и особенно к занятиям русского языка.

Вот некоторые приемы работы, использованные на данном этапе эксперимента.

·Как видно из экрана грамотности одной из типичных ошибок была пропуск букв и слогов в слове. С целью устранения этой ошибки детям было предложено использовать «Волшебный квадрат» (5х5). Этот квадрат всегда лежал на партах учеников на уроках русского языка. Детям было сказано, что квадрат будет обладать волшебной силой, если они научатся им правильно пользоваться. Для этого надо накладывать квадрат на первое слово предложения. Постепенно, двигая его вправо, открывать первый слог слова, потом второй и т.д. Таким образом, квадрат легко обнаружит пропуск буквы. Квадрат притормаживает движение глаз и заставляет детей быть внимательнее.

·На каждом уроке отводилось 3 -5 минут для дополнительного жужжащего чтения, а на уроках русского языка использовалась методика орфографического проговаривания.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Великая педагогика:

Использование диалогов на уроках иностранного языка
Говорение – продуктивный (экспрессивный) вид речевой деятельности (РД), посредством которого совместно с аудированием осуществляется устно-речевое общение. Содержанием говорения является выражение мыслей, передача информации в устной форме. Говорение как вид РД характеризуется следующими важнейшими ...

Психологические характеристики отдельных сторон мотивационной сферы учения
Совершенствование системы обучения, стимулируемое социальным заказом общества, постоянно усложняет и требования к психологическому развитию выпускников школы. Сегодня уже не достаточно овладеть школьниками суммой знаний, важное значение придается задаче научить школьников учиться, а психологически ...

Целенаправленное формирование ценностно-нормативных представлений учащихся
Конечной целью воспитательных усилий семьи, школы, других социальных институтов, занимающихся проблемами воспитания и предупреждения асоциального поведения несовершеннолетних, является формирование внутренних поведенческих регуляторов, в качестве которых в первую очередь выступают ценностно-нормати ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru