Эксперимент по определению и повышению уровня овладения орфографией у учащихся начальных классов проводился в ООШ «Начальная школа – Детский сад» города Железноводска в 3 В классе. В классе 27 человек из них 13 девочек и 14 мальчиков в возрасте от 9 до 10 лет. {LINKS}
Целью исследования являлось выявить уровень владения учащимися орфографическими навыками; с помощью системных занятий на уроках русского языка по методике Е.В. Бельдиной (учителя начальных классов города) повысить уровень орфографической зоркости детей и выявить, насколько эффективна данная методика.
Вся работа была разбита на несколько этапов.
Первый этап – констатирующий.
Целью этого этапа было определение уровня орфографических навыков у учащихся на начало практики, выявление слабоуспевающих учеников, выяснение причин орфографической безграмотности, проанализировать типичные ошибки в работах и наметить пути их устранения.
Для выполнения этой цели необходимо был проведен контрольный диктант. Результаты этого были выше среднего. На основе результатов диктанта был разработан «экрана грамотности» класса, который помог увидеть истинную картину усвоения детьми различных орфограмм по программе. «Экран грамотности» представляет собой таблицу, в которую внесены данные об ошибках каждого учащегося.
Предполагалось, что причинами недостаточного владения орфографией являлись следующие: рассеянность внимания, низкая мотивация к учению, незнание правил и неумение их применять, бесконтрольность за успеваемостью детей со стороны родителей.
Следующим этапом был - формирующий.
Целью этого этапа было развивать орфографическую зоркость, а следовательно повышать орфографическую грамотность учащихся с помощью системы упражнений, разработанных Е.В Бельдиной (учитель МОУ лицея №109, г. Екатеринбург).
Главными задачами на этом этапе были: раскрытие значения любых изучаемых слов; обнаружение и распознавание орфограммы в слове; приобщение детей к самостоятельной работе над ошибками; Развитее у детей памяти, внимания; расширение словарного запаса; развитие положительной мотивации к учебе и особенно к занятиям русского языка.
Вот некоторые приемы работы, использованные на данном этапе эксперимента.
·Как видно из экрана грамотности одной из типичных ошибок была пропуск букв и слогов в слове. С целью устранения этой ошибки детям было предложено использовать «Волшебный квадрат» (5х5). Этот квадрат всегда лежал на партах учеников на уроках русского языка. Детям было сказано, что квадрат будет обладать волшебной силой, если они научатся им правильно пользоваться. Для этого надо накладывать квадрат на первое слово предложения. Постепенно, двигая его вправо, открывать первый слог слова, потом второй и т.д. Таким образом, квадрат легко обнаружит пропуск буквы. Квадрат притормаживает движение глаз и заставляет детей быть внимательнее.
·На каждом уроке отводилось 3 -5 минут для дополнительного жужжащего чтения, а на уроках русского языка использовалась методика орфографического проговаривания.
Великая педагогика:
Понятие грамматики и её компонентов
Прежде всего, чтобы быть компетентным в данной теме, необходимо рассмотреть ряд понятий. Одним из основных является понятие грамматики. Согласно статье Ж.Л. Витлина "Современные проблемы обучения грамматике иностранных языков", ни один из аспектов обучения языкам не был на протяжении мног ...
Методы контроля знаний учащихся
В практике среднего образования используются различные методы текущего и итогового контроля за качеством знаний учащихся. Чаще всего используются различные формы устного опроса и проведение письменных контрольных работ. Устные методы контроля пригодны для непосредственного общения учителя со школьн ...
Образование. Школы и университеты
Средневековое образование часто проводилось под непрестанным присмотром церкви. Во времена правления Карла Великого (800 годы) империя нуждалась в образованных людях, они были необходимы, для того чтобы выжить, и Карл попросил помощи у Католической церкви. В изданном им декрете говорилось о том, чт ...