Психофизиологические основы компенсации

Страница 2

Другим является принцип пропедевтической направленности. Осуществление его позволяет подготовить ребенка к различным видам детской деятельности: игре, занятиям, труду. Необходимо обеспечить ему различные социально-адаптивные способы ориентации в окружающем мире. Например, необходим пропедевтический курс обучения детей навыкам обследования натуры, постановки руки, формообразующих движений и т.д. {LINKS}

Принцип преобразующей, трасформирующей направленности. Сущность его состоит в формировании новых обходных способов ориентации в окружающей действительности, когда у детей появляются специальные знания, навыки, умения, основанные на перестроенном взаимодействии всех психических функций.

Принцип дифференцированного подхода к коррекционной работе, которая организуется с каждой группой детей, в зависимости от степени выраженности зрительного дефекта, характера зрения и уровня развития познавательных процессов.

Принцип оптимальной информационной наполненности коррекционной работы. Все ее формы и средства должны служить обеспечению наиболее полного общения и самопроявления ребенка на основе его возможностей, потребностей и склонностей.

Принцип единства педагога и ребенка, включающий такие критерии, как

адекватность содержания психолого-педагогического воздействия состоянию и уровню психофизического развития ребенка с нарушениями зрения;

оптимальная направленность коррекционной работы и ее процессов на достижение объективно обоснованных целей;

обеспеченность практического взаимодействия ребенка с реальным миром. Особое значение для коррекционного воздействия имеет взаимопонимание между педагогом и ребенком.

Коррекционная работа строится как многоуровневая система целостного, комплексного, дифференцированного, регулируемого процесса психофизического развития и восстановления зрения детей на основе стимуляции всех потенциальных возможностей. Специфичность коррекционной работы с детьми дошкольного возраста состоит: во взаимосвязи и взаимодействии коррекционной работы со всеми видами детской деятельности; во всестороннем воздействии содержания, методов, приемов и средств коррекции на психику ребенка; в компенсаторном развитии средствами деятельности (игры, труда, занятий и т.д.); в интеграции ребенка в общество зрячих на основе сложившихся у него социально-адаптивных форм общения и поведения.

Под влиянием коррекционного воздействия происходит нормализация его развития и восстановление его связей с окружающей действительностью.

Успешность коррекционной работы зависит от:

учета иерархии отклонений и нарушений в психофизическом развитии детей;

реализации основных принципов коррекционной работы;

содержания, форм и методов коррекционной работы;

взаимосвязи психолого-педагогической и лечебно-воспитательной работы.

Коррекционно-педагогическая работа осуществляется в двух направлениях:

специальные коррекционные занятия по развитию зрительного восприятия, лечебной физкультуре, ритмике, социальной адаптации и пространственной ориентировке, коррекции речевых нарушений.

организация коррекционных упражнений на различных занятиях (по математике, рисованию, развитию речи, физической культуре, ручному труду и т.д.), в играх, бытовой деятельности.

Как важное коррекционное условие, программное содержание предусматривает включение большого количества практических заданий и упражнений, в результате выполнения которых в значительной степени обогащается чувственный опыт детей, осуществляется тренировка их в обращении с конкретными предметами и явлениями окружающей действительности. При этом они могут убедиться в успешности ориентации и адекватности своих предметно – практических действий, осознать свои потенциальные возможности.

Страницы: 1 2 

Великая педагогика:

Принципы, формы построения, средства и содержание занятий по народному танцу
Одним из основных принципов хореографического образования является постепенность, систематичность и последовательность наращивания развивающе-тренирующих воздействий. Данный принцип обусловливает необходимость систематического повышения требований к проявлению у учащихся двигательных и связанных с ...

Формирование навыков межличностного взаимодействия у детей младшего и среднего дошкольного возраста
Работа воспитателя многогранна. В процессе обучения детей воспитатель использует различные формы, виды и содержания работы, и вся его деятельность (здесь имеется в виду именно роль и место воспитателя в системе взаимодействия всех участников образовательного процесса в целом) направлена на всесторо ...

Технология проектного обучения иностранным языкам на старшей ступени средней общеобразовательной школы
При описании методики использования проектного обучения ИЯ на старшей ступени обучения средней общеобразовательной школы необходимо рассмотреть конкретные обучающие действия учителя и учебные действия учеников в процессе проектной деятельности с учетом основных психолого-педагогических факторов и с ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru