Другим является принцип пропедевтической направленности. Осуществление его позволяет подготовить ребенка к различным видам детской деятельности: игре, занятиям, труду. Необходимо обеспечить ему различные социально-адаптивные способы ориентации в окружающем мире. Например, необходим пропедевтический курс обучения детей навыкам обследования натуры, постановки руки, формообразующих движений и т.д. {LINKS}
Принцип преобразующей, трасформирующей направленности. Сущность его состоит в формировании новых обходных способов ориентации в окружающей действительности, когда у детей появляются специальные знания, навыки, умения, основанные на перестроенном взаимодействии всех психических функций.
Принцип дифференцированного подхода к коррекционной работе, которая организуется с каждой группой детей, в зависимости от степени выраженности зрительного дефекта, характера зрения и уровня развития познавательных процессов.
Принцип оптимальной информационной наполненности коррекционной работы. Все ее формы и средства должны служить обеспечению наиболее полного общения и самопроявления ребенка на основе его возможностей, потребностей и склонностей.
Принцип единства педагога и ребенка, включающий такие критерии, как
адекватность содержания психолого-педагогического воздействия состоянию и уровню психофизического развития ребенка с нарушениями зрения;
оптимальная направленность коррекционной работы и ее процессов на достижение объективно обоснованных целей;
обеспеченность практического взаимодействия ребенка с реальным миром. Особое значение для коррекционного воздействия имеет взаимопонимание между педагогом и ребенком.
Коррекционная работа строится как многоуровневая система целостного, комплексного, дифференцированного, регулируемого процесса психофизического развития и восстановления зрения детей на основе стимуляции всех потенциальных возможностей. Специфичность коррекционной работы с детьми дошкольного возраста состоит: во взаимосвязи и взаимодействии коррекционной работы со всеми видами детской деятельности; во всестороннем воздействии содержания, методов, приемов и средств коррекции на психику ребенка; в компенсаторном развитии средствами деятельности (игры, труда, занятий и т.д.); в интеграции ребенка в общество зрячих на основе сложившихся у него социально-адаптивных форм общения и поведения.
Под влиянием коррекционного воздействия происходит нормализация его развития и восстановление его связей с окружающей действительностью.
Успешность коррекционной работы зависит от:
учета иерархии отклонений и нарушений в психофизическом развитии детей;
реализации основных принципов коррекционной работы;
содержания, форм и методов коррекционной работы;
взаимосвязи психолого-педагогической и лечебно-воспитательной работы.
Коррекционно-педагогическая работа осуществляется в двух направлениях:
специальные коррекционные занятия по развитию зрительного восприятия, лечебной физкультуре, ритмике, социальной адаптации и пространственной ориентировке, коррекции речевых нарушений.
организация коррекционных упражнений на различных занятиях (по математике, рисованию, развитию речи, физической культуре, ручному труду и т.д.), в играх, бытовой деятельности.
Как важное коррекционное условие, программное содержание предусматривает включение большого количества практических заданий и упражнений, в результате выполнения которых в значительной степени обогащается чувственный опыт детей, осуществляется тренировка их в обращении с конкретными предметами и явлениями окружающей действительности. При этом они могут убедиться в успешности ориентации и адекватности своих предметно – практических действий, осознать свои потенциальные возможности.
Великая педагогика:
Констатирующий эксперимент. Выявление уровня связной речи у детей 6 лет с
ОНР III уровня
Таким образом
, целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в системе логопедической работы с детьми ОНР III уровня. Это определяется, прежде всего, ведущей ролью связной речи в обучении детей дошкольного возраста. Отмечаемое у них системное речевое недоразвитие, как правило ...
Диалог как первичная форма речевой коммуникации
Диалог - это разговор двух или нескольких лиц. Диалог (от греческого разговор, беседа) – форма речи, состоящая из регулярного обмена высказываниями-репликами, на языковой состав которых взаимно влияет непосредственное восприятие речевой деятельности говорящих. Основной единицей диалога является диа ...
Анализ опытной работы по индивидуализации воспитания старшеклассников
Экспериментальная работа проводилась с целью рассмотрения динамики изменения некоторых нравственных качеств тогда, когда проводится специальная индивидуализированная работа. Экспериментальная работа заключалась в том, что после проведения диагностики были продуманы дела коллективные и личностные с ...