Урок как форма реализации личностно - ориентированного обучения у младших школьников

Педагогическая информация » Способы реализации личностно-ориентированного обучения в начальной школе » Урок как форма реализации личностно - ориентированного обучения у младших школьников

Страница 1

В истории образования известны такие формы организации обучения как: индивидуальное обучение, индивидуально-групповое, лекционно - семинарное, классно - урочная система, система взаимного обучения, бригадно - лабораторная система, метод проектов. Из всех этих форм основной в современной российской школе является урок. Он был разработан Я.А.Коменским в ХVII в. По внешнему признаку - числу учащихся, с которыми учитель одновременно вел работу. Если до Я.А.Коменского преподаватель учил своих учеников поочередно (индивидуальная форма обучения), то ученый обосновал возможность (и реализовал ее на практике) объединить несколько десятков детей одного возраста в группы (класс) и объяснять, повторять одновременно со всеми одну тему (урок).

Урок в дидактике считается основной формой организации обучения. Необходимо рассмотреть его психологическую сущность, чтобы показать динамику когнитивных функций ученика. Мы считаем ее критерием эффективности управления в личностно - ориентированном образовательном процессе. Опираясь на систему проблемно-развивающего вида обучения, анализируем урок как деятельность учителя и деятельность ученика. В дидактике такой подход называется бинарным, и в основе его лежит сотрудничество. Прежде чем описать сотрудничество учителя с учащимися

на уроке с личностной ориентацией, обратимся к исследованиям психологической основы урока. Учеными сформулированы психологические требования к уроку: направленность урока на развитие познавательных функций и эмоционально-волевой сферы личности учащихся; учет индивидуальных, типических и возрастных особенностей; воздействие на мотивационную сферу личности и формирование положительного отношения к учению; воздействие на эмоциональную сферу личности в процессе овладения знаниями; соблюдение педагогического такта (собранность, самообладание, самоконтроль, доброжелательность, педагогический оптимизм); создание на уроке благоприятного психологического климата.

Цель личностно - ориентированного урока - создание условий для раскрытия личности ученика. Средствами ее достижения, как свидетельствует анализ источников, становятся:

использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъектный опыт учащихся; создание атмосферы заинтересованности каждого ученика; стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, поощрением и другими положительно направленными коммуникативными воздействиями;

использование на уроке материала, позволяющего ученику проявить свой субъектный опыт;

оценка деятельности ученика не только по результату (правильно - неправильно), но и по процессу его достижения;

поощрение стремления ученика находить свой способ решения задачи, анализировать его у других;

создание педагогических ситуаций на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

Замысел личностно - ориентированного урока, по мнению ученых, заключается в создании педагогом условий для максимального влияния образовательного процесса на развитие индивидуальности ученика. Его осуществление возможно, по мнению исследователей, в том случае, если в качестве целевых ориентиров учебного занятия будут избраны:

формирование у учащихся системы научных знаний и освоение ими способов человеческой деятельности на основе актуализации и «окультуривания» их субъектного опыта;

оказание помощи ученикам в поиске и обретении своего индивидуального стиля и темпа учебной деятельности, раскрытии и развитии индивидуальных познавательных процессов и интересов;

содействие ребенку в формировании положительной Я - концепции, развитии творческих способностей, овладении умениями и навыками самопознания и самостроительства.

Оценочно-аналитических компонент личностно - ориентированного урока, прежде всего, согласовывается с целевыми ориентирами учебного занятия, А это означает, что приоритетное значение имеют анализ и оценка таких сторон полученного результата на уроке, как: обогащенность субъектного опыта ребенка культурными образцами человечеcкого опыта; сформированность учебной деятельности учащихся и индивидуального стиля познания; проявление самостоятельности и инициативы учеников, их творческих способностей. Использование личностно - ориентированного обучения предполагает реализацию принципа субъектности и включение в учебное занятие приемов и методов актуализации субъектного опыта

учащихся. Без опоры на уже сформированные знания, умения и навыки учеников, без проявления ими своих субъектных качеств трудно представить личностно - ориентированный урок и возможность достижения его целевых ориентиров.

Страницы: 1 2 3

Великая педагогика:

Современное состояние проблемы изучения нарушений письма и их коррекции
Для обозначения нарушений письма используется понятие «дисграфия». Дисграфия – это частичное специфическое нарушение процесса письма. Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, ...

Особенности жизненного пространства детей-сирот
Чтобы ребенок комфортно себя чувствовал в эмоциональном плане, необходимы специальные условия, которые определяют его быт, его физическое здоровье, характер его общения с окружающими людьми, его личные успехи. Во всех типах учреждений, где воспитываются дети, лишенные родительского попечительства, ...

Диалог как первичная форма речевой коммуникации
Диалог - это разговор двух или нескольких лиц. Диалог (от греческого разговор, беседа) – форма речи, состоящая из регулярного обмена высказываниями-репликами, на языковой состав которых взаимно влияет непосредственное восприятие речевой деятельности говорящих. Основной единицей диалога является диа ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru