Под актуализацией субъектного опыта учащихся понимается «совокупность действий педагога, направленных на стимулирование желания ребенка использовать в той или иной учебной ситуации ранее приобретенные знания, умения и навыки». Эти действия учитель осуществляет для того, чтобы решить следующие педагогические задачи: во-первых, способность осознанному восприятию учащимися нового учебного материала; во-вторых, содействовать установлению в сознании ребенка прочных и устойчивых связей между ранее накопленным и новым опытом познавательной и практической деятельности; в-третьих, обеспечить включенность в процесс познания механизмов самодеятельности ученика. {LINKS}
Актуализация субъектного опыта ученика в традиционном обучении, как показывает практика либо не признается полностью, либо признается несущественным, неверным, затрудняющим процесс так называемого «усвоения знаний». А в личностно - ориентированном обучении ученик изначально выступает носителем субъектного опыта. Этот опыт признается самобытным, самоценным, уникальным и личностно - значимым.
Проведем сравнение оснований построения традиционного и личностно - ориентированного уроков для полного понимания и различия структур и содержания этих понятий.
За много лет сложилась ставшая уже классической типологизация уроков, в основу которой положен взгляд на процесс обучения как передача знаний ученикам. В такой традиционной системе, как считают исследователи, одни урок преследуют цель формирования знаний (уроки изучения нового), другие - закрепления и совершенствования их, третьи -обобщение и систематизации, четвертые - проверки усвоения знаний, сформированности умений и навыков. Каждый конкретный урок складывается из определенный этапов. Например, урок изучения нового материала имеет следующие этапы: организационный; постановки цели; актуализации знаний; ведение новых знаний; первичного усвоения знаний учащихся; оперирование знаниями; контроля усвоения; первичного обобщения; определения задания на дом, инструктаж по его выполнению. Урок обобщения и систематизации знаний сочетает этапы: постановки цели; сверки домашнего задания; повторения изученного; связи полученных знаний; подведение итогов усвоения.
В описанном выше традиционном подходе видна пассивная роль ученика, отношение к нему как к объекту, на который направлены педагогические воздействия. Хотя последовательность этапов урока обусловлена целями и логикой процесса обучения. На каждом этапе учитель использует соответствующие целям источники знаний, методы, приемы, средства обучения, а также формы учебной работы. Основой личностно- ориентированного урока (в отличие от традиционного), по мнению ученых, можно считать не этап, а учебную ситуацию. Необходимо четко понимать, что такая учебная ситуация не может преднамеренно вводиться в соответствии с планом урока. Она не имеет заранее заданного материала и не походит одновременно для всего класса.
Важной особенностью личностно - ориентированного урока является взаимодействие учителя и учащихся на уроке. Сравнивая деятельность
учителя при организации традиционного и личностно-ориентированного урока (по С.В.Зайцеву) можно увидеть существенные различия:
На традиционном уроке учитель: |
На личностно-ориентированном уроке учитель: |
1. Обучает всех детей уставленной сумме ЗУНов. |
Способствует эффективному накоплению каждым ребенком своего собственного личностного опыта. |
2. Определяет учебные задания, форму работы детей и демонстрирует им образец правильного выполнения заданий. |
2. Предлагает детям на выбор различные учебные задания и формы работы, поощряет детей к самостоятельному поиску путей решения этих заданий. |
3. Старается заинтересовать детей в том учебном материале, который предлагает сам. |
3. Стремиться выявить реальные интересы детей и согласовывать с ними подбор и организацию учебного материала. |
4. Проводит индивидуальные занятия с отстающими или наиболее подготовленными детьми. |
4. Ведет индивидуальную работу с каждым учащимся, |
5. Планирует и направляет детскую деятельность. |
5. Помогает детям самостоятельно спланировать свою деятельность. |
6. Оценивает результаты работы детей, подмечая и исправляя допущенные ошибки. |
6. Поощряет детей самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки. |
7. Определяет правила поведения в классе и следит за их соблюдением детьми. |
7. Учит детей самостоятельно вырабатывать правила поведения и контролировать их соблюдение. |
8. Разрешает возникающие конфликты между детьми: поощряет правых и наказывает виноватых. |
8. Побуждает детей обсуждать возникающие между ними конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути их разрешения. |
Великая педагогика:
Констатирующий эксперимент. Выявление уровня связной речи у детей 6 лет с
ОНР III уровня
Таким образом
, целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в системе логопедической работы с детьми ОНР III уровня. Это определяется, прежде всего, ведущей ролью связной речи в обучении детей дошкольного возраста. Отмечаемое у них системное речевое недоразвитие, как правило ...
Анализ понятия «толерантность» в научной литературе
Толерантность является ключевым духовно–нравственным принципом гражданского общества. От уровня терпимости человека зависит успешность или неуспешность его вхождения в общество, т.е. результат его социализации в настоящее время нельзя говорить о толерантности как об окончательно сформировавшемся и ...
Диагностика уровня двигательной активности детей подготовительной к школе
группы на физкультурных занятиях
Экспериментальные исследования проводились на базе ясли-сад №43 ул. Зои-Космедимьянской 39 г. Барановичи с детьми подготовительной к школе группы – экспериментальная группа (далее ЭГ ), не имеющих медицинских ограничений в занятиях физической культурой. Экспериментальным фактором стало внедрение си ...