Урок как форма реализации личностно - ориентированного обучения у младших школьников

Педагогическая информация » Способы реализации личностно-ориентированного обучения в начальной школе » Урок как форма реализации личностно - ориентированного обучения у младших школьников

Страница 2

Под актуализацией субъектного опыта учащихся понимается «совокупность действий педагога, направленных на стимулирование желания ребенка использовать в той или иной учебной ситуации ранее приобретенные знания, умения и навыки». Эти действия учитель осуществляет для того, чтобы решить следующие педагогические задачи: во-первых, способность осознанному восприятию учащимися нового учебного материала; во-вторых, содействовать установлению в сознании ребенка прочных и устойчивых связей между ранее накопленным и новым опытом познавательной и практической деятельности; в-третьих, обеспечить включенность в процесс познания механизмов самодеятельности ученика.

Актуализация субъектного опыта ученика в традиционном обучении, как показывает практика либо не признается полностью, либо признается несущественным, неверным, затрудняющим процесс так называемого «усвоения знаний». А в личностно - ориентированном обучении ученик изначально выступает носителем субъектного опыта. Этот опыт признается самобытным, самоценным, уникальным и личностно - значимым.

Проведем сравнение оснований построения традиционного и личностно - ориентированного уроков для полного понимания и различия структур и содержания этих понятий.

За много лет сложилась ставшая уже классической типологизация уроков, в основу которой положен взгляд на процесс обучения как передача знаний ученикам. В такой традиционной системе, как считают исследователи, одни урок преследуют цель формирования знаний (уроки изучения нового), другие - закрепления и совершенствования их, третьи -обобщение и систематизации, четвертые - проверки усвоения знаний, сформированности умений и навыков. Каждый конкретный урок складывается из определенный этапов. Например, урок изучения нового материала имеет следующие этапы: организационный; постановки цели; актуализации знаний; ведение новых знаний; первичного усвоения знаний учащихся; оперирование знаниями; контроля усвоения; первичного обобщения; определения задания на дом, инструктаж по его выполнению. Урок обобщения и систематизации знаний сочетает этапы: постановки цели; сверки домашнего задания; повторения изученного; связи полученных знаний; подведение итогов усвоения.

В описанном выше традиционном подходе видна пассивная роль ученика, отношение к нему как к объекту, на который направлены педагогические воздействия. Хотя последовательность этапов урока обусловлена целями и логикой процесса обучения. На каждом этапе учитель использует соответствующие целям источники знаний, методы, приемы, средства обучения, а также формы учебной работы. Основой личностно- ориентированного урока (в отличие от традиционного), по мнению ученых, можно считать не этап, а учебную ситуацию. Необходимо четко понимать, что такая учебная ситуация не может преднамеренно вводиться в соответствии с планом урока. Она не имеет заранее заданного материала и не походит одновременно для всего класса.

Важной особенностью личностно - ориентированного урока является взаимодействие учителя и учащихся на уроке. Сравнивая деятельность

учителя при организации традиционного и личностно-ориентированного урока (по С.В.Зайцеву) можно увидеть существенные различия:

На традиционном уроке учитель:

На личностно-ориентированном уроке учитель:

1. Обучает всех детей уставленной сумме ЗУНов.

Способствует эффективному накоплению каждым ребенком своего собственного личностного опыта.

2. Определяет учебные задания, форму работы детей и демонстрирует им образец правильного выполнения заданий.

2. Предлагает детям на выбор различные учебные задания и формы работы, поощряет детей к самостоятельному поиску путей решения этих заданий.

3. Старается заинтересовать детей в том учебном материале, который предлагает сам.

3. Стремиться выявить реальные интересы детей и согласовывать с ними подбор и организацию учебного материала.

4. Проводит индивидуальные занятия с отстающими или наиболее подготовленными детьми.

4. Ведет индивидуальную работу с каждым учащимся,

5. Планирует и направляет детскую деятельность.

5. Помогает детям самостоятельно спланировать свою деятельность.

6. Оценивает результаты работы детей, подмечая и исправляя допущенные ошибки.

6. Поощряет детей самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки.

7. Определяет правила поведения в классе и следит за их соблюдением детьми.

7. Учит детей самостоятельно вырабатывать правила поведения и контролировать их соблюдение.

8. Разрешает возникающие конфликты между детьми: поощряет правых и наказывает виноватых.

8. Побуждает детей обсуждать возникающие между ними конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути их разрешения.

Страницы: 1 2 3

Великая педагогика:

Причины орфографической безграмотности
С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются проблемы с чтением и письмом. Ребята оказываются не в ладах с русским языком, часто допускают орфографические ошибки. В чем заключаются причины орфографических ошибок в школе? Пытаться перечислить решительно все причины явно непосиль ...

Способы формирования знаний у обучающихся о здоровом образе жизни
Режим дня необходимо соблюдать всем людям. Соблюдение режима дня помогает правильно распределить время. Детский педиатр Д.Т. Сургунов подчеркивал: «Режим – это правильное чередование периодов работы и отдыха, их продолжительность, рациональное распределение времени в течение дня, недели, месяца, го ...

Особенности регулирующей функции речи у детей с общим недоразвитием речи
Формирование регулирующей функции речи определяет возникновение у ребёнка способности подчинять свои действия речевой инструкции взрослого и планировать их. Регулирующая функция речи является важным фактором развития произвольного поведения. Словесная регуляция деятельности и поведения может осущес ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru