Исследование уровня самооценки младших школьников

Страница 1

На основе теоретического анализа существующей литературы и педагогического опыта по проблеме исследования нами были выявлены следующие условия реализации личностно - ориентированного обучения в начальной школе: проведение обязательного и регулярного психолого-педагогического исследования возрастных особенностей учащихся, учет этих особенностей при обучении; отбор содержания урока, позволяющего реализовать основную цель личностно - ориентированного обучения -создание условий для развития личностных функций учащихся; проведение экспериментальных методик, направленных на диагностику развития личности младших школьников. {LINKS}

С целью получения информации о состоянии уровня развития личности младших школьников до начала формирующего этапа мы попытались выявить основные критерии, определяющие исследуемый уровень и подобрать адекватные методики. Именно на это были предприняты усилия на констатирующем этапе.

Ученые выделяют следующие критерии, определяющие уровень развития личности младшего школьника в процессе обучения:

Уровень развития познавательных процессов, в частности:

■ Внимания (Уровень развития объема, устойчивости, концентрации, переключения внимания.)

■ Восприятия (Способность ребёнка успешно включиться в процесс школьного обучения во многом зависит от уровня развития его восприятия.

Развитое восприятие имеет принципиальное значение для усвоения школьных дисциплин.)

■ Памяти (Уровень развития непроизвольной памяти, зрительной, слуховой, моторной, объёма памяти.)

■ Мышления (Уровень развития ригидности, гибкости, быстроты, процессов анализа и синтеза. А также уровень развития видов мышления (предметно - действенное или наглядно - действенное, наглядно - образное.)

■ Воображения (Уровень развития непроизвольного или пассивного и произвольного или активного воображения по степени активности создания человеком новых образов и осознанности этих образов.)

Уровень сформированности учебной деятельности (уровень развития умения усвоить элементарные теоретические знания при совместном с учителем выполнении простейших учебных действий, направленных на решение соответствующих учебных задач.)

Уровень развития самостоятельности младших школьников. Ученые называют следующие критерии развития самостоятельности: степень сформированности знаний и умений; отношение школьников к учебной деятельности, ее нравственные основы (проявление инициативы, активности, ответственности); уровень организации планирования и самоконтроля.

Уровень развития мотивационной сферы младших школьников (отношение к школе, к учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию.)

Уровень самооценки учащихся (заниженный, несколько заниженный,

адекватный, несколько завышенный, завышенный.)

Уровень профессиональных знаний учителя (Самореализация личности учителя является условием для самореализации личности учащегося, и наоборот, успешный личностный рост ученика есть стимул для развития и формирования личности педагога.)

В связи с тем, мы решили исследовать уровень развития самооценки. Самооценка - оценка человеком собственных качеств, достоинств и недостатков. У младших школьников самооценка основывается на мнении и оценке окружающих и усваивается в готовом виде, без критического анализа. Эти внешние влияния очень существенны вплоть до подросткового возраста.

Страницы: 1 2 3 4

Великая педагогика:

Особенности развития произвольного поведения у детей дошкольного возраста
Развитие волевой регуляции поведения у человека осуществляется в нескольких направлениях. С одной стороны — это преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные, с другой — обретение человеком контроля над своим поведением, с третьей — выработка волевых качеств личности. Все эти п ...

Исследование особенностей нарушения письма у детей младшего школьного возраста Третьяковской общеобразовательной средней школы
Младшие школьники с нарушением письма принадлежат к категории учащихся, которые особенно нуждаются в коррекционно-логопедической помощи. При отсутствии специально организованной коррекционной работы не только создаются затруднения в процессе обучения, но и зачастую младшие школьники оказываются в ч ...

Основные методы и приемы обогащения словарного запаса на уроке русского языка в начальной школе
Поскольку дети младшего школьного возраста имеют свои психологические особенности, о которых говорилось выше, то методы и приемы на уроках в младшей школе должны носить специфический характер, в частности на уроках должны сочетаться различные виды деятельности учащихся, вводиться элементы игры, что ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru