На основе теоретического анализа существующей литературы и педагогического опыта по проблеме исследования нами были выявлены следующие условия реализации личностно - ориентированного обучения в начальной школе: проведение обязательного и регулярного психолого-педагогического исследования возрастных особенностей учащихся, учет этих особенностей при обучении; отбор содержания урока, позволяющего реализовать основную цель личностно - ориентированного обучения -создание условий для развития личностных функций учащихся; проведение экспериментальных методик, направленных на диагностику развития личности младших школьников. {LINKS}
С целью получения информации о состоянии уровня развития личности младших школьников до начала формирующего этапа мы попытались выявить основные критерии, определяющие исследуемый уровень и подобрать адекватные методики. Именно на это были предприняты усилия на констатирующем этапе.
Ученые выделяют следующие критерии, определяющие уровень развития личности младшего школьника в процессе обучения:
Уровень развития познавательных процессов, в частности:
■ Внимания (Уровень развития объема, устойчивости, концентрации, переключения внимания.)
■ Восприятия (Способность ребёнка успешно включиться в процесс школьного обучения во многом зависит от уровня развития его восприятия.
Развитое восприятие имеет принципиальное значение для усвоения школьных дисциплин.)
■ Памяти (Уровень развития непроизвольной памяти, зрительной, слуховой, моторной, объёма памяти.)
■ Мышления (Уровень развития ригидности, гибкости, быстроты, процессов анализа и синтеза. А также уровень развития видов мышления (предметно - действенное или наглядно - действенное, наглядно - образное.)
■ Воображения (Уровень развития непроизвольного или пассивного и произвольного или активного воображения по степени активности создания человеком новых образов и осознанности этих образов.)
Уровень сформированности учебной деятельности (уровень развития умения усвоить элементарные теоретические знания при совместном с учителем выполнении простейших учебных действий, направленных на решение соответствующих учебных задач.)
Уровень развития самостоятельности младших школьников. Ученые называют следующие критерии развития самостоятельности: степень сформированности знаний и умений; отношение школьников к учебной деятельности, ее нравственные основы (проявление инициативы, активности, ответственности); уровень организации планирования и самоконтроля.
Уровень развития мотивационной сферы младших школьников (отношение к школе, к учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию.)
Уровень самооценки учащихся (заниженный, несколько заниженный,
адекватный, несколько завышенный, завышенный.)
Уровень профессиональных знаний учителя (Самореализация личности учителя является условием для самореализации личности учащегося, и наоборот, успешный личностный рост ученика есть стимул для развития и формирования личности педагога.)
В связи с тем, мы решили исследовать уровень развития самооценки. Самооценка - оценка человеком собственных качеств, достоинств и недостатков. У младших школьников самооценка основывается на мнении и оценке окружающих и усваивается в готовом виде, без критического анализа. Эти внешние влияния очень существенны вплоть до подросткового возраста.
Великая педагогика:
Использование традиций народной педагогики в
малочисленных сельских школах
Как известно, воспитание в традициях русской народной педагогической культуры никогда не противопоставлялось обучению. Наследуя в своей профессиональной деятельности прогрессивные народные педагогические традиции, современные педагоги рассматривают образование как неотъемлимую часть несоизмеримо бо ...
Организация работы школьного оздоровительного лагеря
Организация школьных оздоровительных лагерей одна из интереснейших и важнейших форм работы со школьниками в летний период. Лагерь выполняет очень важную миссию оздоровления и воспитания детей. Цель летней практики - вооружить студентов знанием различных технологий по развитию личности учащегося в п ...
Использование диалогов на уроках иностранного языка
Говорение – продуктивный (экспрессивный) вид речевой деятельности (РД), посредством которого совместно с аудированием осуществляется устно-речевое общение. Содержанием говорения является выражение мыслей, передача информации в устной форме. Говорение как вид РД характеризуется следующими важнейшими ...