Исследование уровня самооценки младших школьников

Страница 2

Экспериментальная работа проводится на базе ЦО №2030 Центрального Административного Округа во 2 «Г» классе. В эксперименте принимают участие 18 учащихся 2 «Г» класса.

Для определения самооценки младших школьников мы рассмотрели различные методики и выбрали методику «Лесенка» и методику определения эмоциональной самооценки по А.В. Захарову. {LINKS}

Методика «Лесенка» проводится в индивидуальной форме с учащимися после учебных занятий.

Цель: определить особенности самооценки ребёнка (как общего отношения к себе); представлений ребёнка о том, как его оценивают другие люди.

Инструкция: Посмотрите на лесенку. На самую нижнюю ступеньку ставят самых плохих детей. Они злые, завистливые. На ступеньке выше – ребята получше. Еще ступеньку выше (показывать на бланке или доске) ставят хороших детей, чем выше, тем лучше дети, а на самой верхней ступеньке - самые хорошие ребята. На какую ступеньку ты сам себя поставишь?

После ответа ребенка, его спрашивают: «Ты такой на самом деле или хотел бы быть таким? Пометь, какой ты на самом деле, и каким хотел бы быть». «Покажи, на какую ступеньку тебя поставила бы мама».

В процессе обследования необходимо учитывать, как ребенок выполняет задание: испытывает колебания, раздумывает, аргументирует свой выбор. Если ребенок не дает никаких объяснений, ему следует задать уточняющие вопросы: «Почему ты себя сюда поставил? Ты всегда такой?» и т.д.

Способ выполнения задания

Тип самооценки

1. Не раздумывая, ставит себя на самую высокую ступеньку; считает, что мама оценивает его также;

аргументируя свой выбор, ссылается на мнение взрослого: «Я хороший. хороший и больше никакой, это мама так сказала».

Неадекватно завышенная самооценка

2. После некоторых раздумий и колебаний ставит себя на самую высокую ступеньку, объясняя свои действия, называет какие-то свои недостатки и промахи, но объясняет их внешними, независящими от него, причинами, считает, что оценка взрослых в некоторых случаях может быть несколько ниже его собственной: «Я, конечно, хороший, но иногда ленюсь. Мама говорит, что я неаккуратный».

Завышенная самооценка

3. Обдумав задание, ставит себя на 2-ю или 3-ю ступеньку, объясняет свои действия, ссылаясь на реальные ситуации и достижения, считает, что оценка взрослого такая же либо несколько ниже.

Адекватная самооценка

4. Ставит себя на нижние ступеньки, свой выбор не объясняет либо ссылается на мнение взрослого: «Мама так сказала».

Заниженная самооценка

Приведем результаты развития самооценки у учащихся экспериментального и контрольного классов до формирующего эксперимента. Они представлены в таблице.

Таблица «Уровень самооценки учащихся экспериментального и контрольного классов до формирующего эксперимента. (Методика «Лесенка»)

Уровень самооценки

2 «Г» класс

количество

%

Завышенный

4

20%

Средний

11

65%

Низкий

3

15%

Страницы: 1 2 3 4

Великая педагогика:

Сюжетно-тематическое рисование как вид изобразительной деятельности детей дошкольного возраста
Изобразительная деятельность - одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции. В настоящее время существует множество средств развития детского творчества: аппликация, лепка, конструирование, рисование. Все они оказывают большое в ...

Психолого-социально-педагогическая работа с детьми группы риска в условиях школы
С целью изучения особенностей организации социальной работы в школе с детьми группы риска, в рамках подготовки данного дипломного проекта было проведено исследование. В данную исследовательскую работу были вовлечены дети группы риска подросткового возраста (11-15 лет), обучающийся в 6-9 классах сре ...

Анализ понятия «толерантность» в научной литературе
Толерантность является ключевым духовно–нравственным принципом гражданского общества. От уровня терпимости человека зависит успешность или неуспешность его вхождения в общество, т.е. результат его социализации в настоящее время нельзя говорить о толерантности как об окончательно сформировавшемся и ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru