В рижском специализированном детском дошкольном учреждении № 204 в 1990-1991 учебном году впервые открылась группа для незрячих и частичновидящих детей. Ее посещали 7 детей.
1. Оля Д. 5л. |
{LINKS} атрофия зрительных нервов, тотальная слепота. |
2. Дима Н.3г. |
ретролентальная фиброплазия, тотальная слепота. |
3. Саша К.4г. |
ретролентальная фиброплазия, тотальная слепота. |
4. Таня П.5л. |
ретролентальная фиброплазия, тотальная слепота. |
5. Янис Д.4г. |
ретролентальная фиброплазия, тотальная слепота. |
6. Нина Ф.3г. |
Ретролентальная фиброплазия, цереброастенический синдром, светоощущение. |
7. Оля М.3.г. |
ретролентальная фиброплазия, афакия после удаления врожденной катаракты, диффузное поражение коры головного мозга и базально-лобных систем, тотальная слепота. |
Имена детей изменены.
В группе работали 2 воспитателя и тифлопедагог. С детьми систематически проводились занятия по специальной программе, включающей как общеразвивающие, так и специальные занятия с учетом их тяжелой зрительной патологии. Группа работала 3 года. Трое воспитанников пошли учиться в специальную школу для незрячих, два ребенка переведены на домашний режим, еще два признаны нуждающимися в особом обучении. В 1992 году группа была расформирована по непонятным причинам.
Содержание и методы воспитания наших детей строились с учетом представлений о сущности психического развития, об особенностях и своеобразии становления психики ребенка с глубокими нарушениями зрения, а также ведущей роли обучения в психическом развитии человека. В работе учитывались принципы как общей дошкольной педагогики: единство воспитательного и образовательного процесса, учет возрастных возможностей, доступность материала, повторяемость и т.д., так и принципы коррекционной педагогики:
Принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии.
Принцип развивающего обучения и формирования зоны ближайшего развития.
Принцип учета соотношения первичного нарушения и вторичных отклонений.
Принцип коррекции и компенсации, требующий соответствия коррекционно-педагогических технологий и индивидуально-дифференцированного подхода к характеру нарушений у ребенка, их структуре и выраженности.
Вся коррекционно-развивающая программа была построена таким образом, чтобы обеспечить социальную направленность воспитания и социализацию ребенка, как конечную цель.
Методы обучения наших детей с глубокой патологией зрения применялись комплексные. Клинические: неврологическое обследование и наблюдение штатным нейрологом, нейропсихологическое – консультирующим детским психиатром-психологом. Психолого-педагогические методы: изучение истории развития ребенка, наблюдение, беседа, анализ продуктивной деятельности и т.д.
Содержание, принципы и методы работы с незрячими детьми были направлены на максимально возможную гармоничность личностного развития ребенка.
Великая педагогика:
Индивидуальное развитие личности сироты
Говоря об индивидуальном развитии нельзя обойтись без научного термина «онтогенез». Онтогенез – индивидуальное развитие человека – процесс, во многом повторяющий историю вида: в пренатальном периоде своей жизни человек повторяет биологический, а в детстве - социокультурный путь человечества. Разные ...
Констатирующий эксперимент. Выявление уровня связной речи у детей 6 лет с
ОНР III уровня
Таким образом
, целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в системе логопедической работы с детьми ОНР III уровня. Это определяется, прежде всего, ведущей ролью связной речи в обучении детей дошкольного возраста. Отмечаемое у них системное речевое недоразвитие, как правило ...
Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс школы
Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болез ...