Компенсация слепоты

Компенсация слепоты является сложным психическим образованием, системой психических процессов и свойств личности, которая формируется в процессе роста и развития ребенка. Важным моментом компенсации является вера в ребенка, в потенциальные возможности его развития. Возможность компенсации дефекта, по словам И.П. Павлова, объясняется тем, что организм обладает несколькими различными способами выполнения одного и того же действия. Активный характер компенсации слепоты непосредственно связан с активностью познания человеком внешнего мира и его отражением в сознании человека. Формирующееся представление соответствует объекту независимо от того, воспринимается ли он зрительно или осязательно. Исследования тифлопедагогов показали, что дети с недостатком зрения правильно и адекватно отражают объективный мир как в субъективно чувственных образах, так и в понятиях. У аномальных детей это достигается в специально организованных условиях, способствующих формированию компенсаторных процессов. Для незрячих детей характерны неравномерность развития психики на различных возрастных этапах и появление, и развитие процессов компенсации дефекта за счет использования деятельности сохранившихся анализаторов. Без умения незрячего на основе использования сохранившихся анализаторов создать правильное отображение внешнего мира невозможна компенсация слепоты, без этого умения он оказывается беспомощным. {LINKS}

Большое значение имеет развитие представлений, памяти, мышления, внимания, воли, т.е. высших познавательных процессов. При этом доказана их прямая зависимость от обучения, от того, насколько целенаправленно и своевременно проводилась работа по обогащению чувственного опыта, созданию системы представлений у детей.

Система компенсации слепоты складывается из ряда психических процессов и психических образований, возникающих у детей в процессе формирования полноценной личности, а именно формирование полноценной личности незрячего и является конечной целью развития системы компенсации.

Огромные возможности компенсации слепоты у ребенка основываются на нормально функционирующих корковых замыкательных механизмах. С их помощью при опоре на кожный, слуховой, двигательный и другие сохранные анализаторы, образуются сложные слухо-двигательно-тактильные функциональные системы связей. Они являются физиологической основой развития высших форм познавательной деятельности (анализирующего наблюдения, мышления, речи, воссоздающего воображения, логической памяти, произвольного внимания) и играют основную роль в процессах компенсации.

Особое значение имеет правильно организованная активная и самостоятельная деятельность незрячих детей, поскольку существует прямая связь между активностью, сознательностью, самостоятельностью ребенка и развивающимися процессами компенсации и восстановления нарушенных функций.

Процессы компенсации проходят длительный путь развития и имеют стадии, характеризующиеся особым составом и структурой динамических систем нервных связей.

Структура каждой стадии компенсации слепоты определяется уровнем развития психических процессов и свойств, находящихся в сензитивном периоде своего развития и оказывающихся вне прямой зависимости от первичного дефекта, т.е. слепоты.

Первым и необходимым условием образования системы компенсации в любом возрасте является развитие общественной мотивации деятельности и становление активной позиции по отношению к окружающему миру. Это поможет развить качества, необходимые в преодолении ребенком тяжелых и серьезных переживаний, возникающих в связи с появлением и осознанием своего дефекта.

Великая педагогика:

Компьютерные технологии обучения на уроках физической культуры в старших классах
Компьютерные технологии позволяют модифицировать учебный процесс и гарантируют большую эффективность в достижении результатов обучения. Использование компьютерных технологий существенно обогащает педагогические методы обучения школьников. Возможности компьютерных технологий (электронных учебных пос ...

Влияние коллективных форм учебной деятельности на мотивацию учения
Различные формы коллективной деятельности учащихся играют значительную роль в становлении мотивации учения, что объясняется несколькими обстоятельствами. Большое значение имеет включение всех учащихся в активную учебную работу, ибо только в процессе деятельности может формироваться нужная мотивация ...

Методика преподавания элементов теории вероятностей
В теории вероятностей понятие «событие» неразрывно связано с теоретико-множественными представлениями. В частности, по определению, под событием понимается любое подмножество множества элементарных исходов. Следовательно, для корректного введения определения этого понятия необходимо, чтобы учащиеся ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru