Понятие грамматического навыка

Автор методического сайта считает, что основной целью обучения грамматике является развитие навыков и умений грамматически правильной речи:". в обучении грамматике главная трудность - овладение способами изменять формы слов и сочетать слова в предложении, т.е. усвоение своеобразных действий (навыков)".

В содержание обучения грамматическому материалу, согласно автору , входит следующее:

Усвоение грамматических форм, частей речи, их семантики и функций;

Значение правил употребления этих форм в зависимости от ситуации общения и контекста.

Развитие умений и навыков в употреблении грамматического материала в устных и письменных высказываниях, в частности развитие следующих навыков:

выбор структуры типового предложения, адекватной замыслу говорящего и соотносящейся с ситуацией;

оформление говорящим отобранных слов для заполнения типового предложения соответственно нормам изучаемого языка;

выбор служебных слов и правильное сочетание их со знаменательными словами.

Грамматическим навыком методист Я.М. Колкер считает способность автоматизировано вызывать из долговременной памяти грамматические средства, необходимые для речевого общения. Существуют речевой и языковой грамматические навыки.

Речевой грамматический навык, по мнению методиста Я.М. Колкер - это автоматизированное употребление грамматических явлений на основе грамматического чувства.

Автор также подчеркивает, что языковой грамматический навык - это операционные навыки, образование отдельных грамматических форм и структур, причем по правилам и вне условий речевой коммуникации.

Ребенок, обучаясь родной речи, овладевает речевым навыком задолго до того, как он овладевает языковыми навыками, которые придут к нему только в школе в результате выполнения многочисленных грамматических упражнений. Автор пишет , что человек, который никогда не учился грамоте РЯ так и не приобретет языковых навыков, и его речь останется грамматически несовершенной. Для языкового грамматического навыка характерны: дискурсивность, некоммуникативность и неситуативность. Для речевого грамматического навыка характерны: дискретность (прерывность), коммуникативность и ситуативность.

Колкер понимает под речевым грамматическим навыком автоматизированное использование грамматического материала в продуктивной и рецептивной речевой деятельности. Автор различает продуктивный и рецептивный грамматические навыки.

Продуктивный грамматический навык, по мнению методистов Трубициной О.И. и Комаровой Ю.А. - это способность говорящего выбрать модель адекватную речевой задачи и оформить ее соответственно нормам языка. Речевой задачей является речевое намерение что-либо сообщить, убедить и т.п.

Рецептивный грамматический навык, по мнению авторов , - это способность читающего или слушающего узнавать грамматические формы и соотносить их с определенным значением.

В своем формировании и развитии грамматический навык проходит ряд стадий:

восприятие модели, её имитация (действие по аналогии);

подстановка (воспроизведение на основе аналогии);

трансформация;

репродукция (изолированное и самостоятельное употребление усвоенной модели);

комбинирование (перенос с модели на модель).

Великая педагогика:

Характеристика занятий по изобразительной деятельности и их значение в развитии навыков пейзажному рисованию
Содержанием сюжетно-тематического рисования является какой-либо сюжет или пейзаж. Ребенок изображает предметы, расположенные в пространстве, в их, взаимосвязях и отношениях. По содержанию замысла детский рисунок очень рано, является сюжетным, но по объективным признакам он долгое время не становитс ...

Характеристика содержания курса математики 5-6 классов
Курс математики 5-6 классов - важное звено математического образования и развития школьников. Курс математики 5-6 классов представляет собой органическую часть всей школьной математики. Поэтому основным требованием к его построению является структурирование содержания на единой идейной основе, кото ...

Особенности развития произвольного поведения у детей дошкольного возраста
Развитие волевой регуляции поведения у человека осуществляется в нескольких направлениях. С одной стороны — это преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные, с другой — обретение человеком контроля над своим поведением, с третьей — выработка волевых качеств личности. Все эти п ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru