Понятие грамматического навыка

Автор методического сайта считает, что основной целью обучения грамматике является развитие навыков и умений грамматически правильной речи:". в обучении грамматике главная трудность - овладение способами изменять формы слов и сочетать слова в предложении, т.е. усвоение своеобразных действий (навыков)". {LINKS}

В содержание обучения грамматическому материалу, согласно автору , входит следующее:

Усвоение грамматических форм, частей речи, их семантики и функций;

Значение правил употребления этих форм в зависимости от ситуации общения и контекста.

Развитие умений и навыков в употреблении грамматического материала в устных и письменных высказываниях, в частности развитие следующих навыков:

выбор структуры типового предложения, адекватной замыслу говорящего и соотносящейся с ситуацией;

оформление говорящим отобранных слов для заполнения типового предложения соответственно нормам изучаемого языка;

выбор служебных слов и правильное сочетание их со знаменательными словами.

Грамматическим навыком методист Я.М. Колкер считает способность автоматизировано вызывать из долговременной памяти грамматические средства, необходимые для речевого общения. Существуют речевой и языковой грамматические навыки.

Речевой грамматический навык, по мнению методиста Я.М. Колкер - это автоматизированное употребление грамматических явлений на основе грамматического чувства.

Автор также подчеркивает, что языковой грамматический навык - это операционные навыки, образование отдельных грамматических форм и структур, причем по правилам и вне условий речевой коммуникации.

Ребенок, обучаясь родной речи, овладевает речевым навыком задолго до того, как он овладевает языковыми навыками, которые придут к нему только в школе в результате выполнения многочисленных грамматических упражнений. Автор пишет , что человек, который никогда не учился грамоте РЯ так и не приобретет языковых навыков, и его речь останется грамматически несовершенной. Для языкового грамматического навыка характерны: дискурсивность, некоммуникативность и неситуативность. Для речевого грамматического навыка характерны: дискретность (прерывность), коммуникативность и ситуативность.

Колкер понимает под речевым грамматическим навыком автоматизированное использование грамматического материала в продуктивной и рецептивной речевой деятельности. Автор различает продуктивный и рецептивный грамматические навыки.

Продуктивный грамматический навык, по мнению методистов Трубициной О.И. и Комаровой Ю.А. - это способность говорящего выбрать модель адекватную речевой задачи и оформить ее соответственно нормам языка. Речевой задачей является речевое намерение что-либо сообщить, убедить и т.п.

Рецептивный грамматический навык, по мнению авторов , - это способность читающего или слушающего узнавать грамматические формы и соотносить их с определенным значением.

В своем формировании и развитии грамматический навык проходит ряд стадий:

восприятие модели, её имитация (действие по аналогии);

подстановка (воспроизведение на основе аналогии);

трансформация;

репродукция (изолированное и самостоятельное употребление усвоенной модели);

комбинирование (перенос с модели на модель).

Великая педагогика:

Методика преподавания элементов теории вероятностей
В теории вероятностей понятие «событие» неразрывно связано с теоретико-множественными представлениями. В частности, по определению, под событием понимается любое подмножество множества элементарных исходов. Следовательно, для корректного введения определения этого понятия необходимо, чтобы учащиеся ...

Психологические и индивидуальные особенности младшего школьного возраста
Младший школьный возраст рассматривается нами как период становления субъекта учебной деятельности, как переход от детской готовности стать школьником к детской учебной самостоятельности, которая позволяет решать доступные этому возрасту интеллектуальные задачи. При этом самостоятельность младшего ...

Технология эвристического обучения
Технология эвристического обучения представлена обзором главы из книги А. В. Хуторского «Эвристическое обучение: теория, методология, практика». Такой подход нам представляется более целесообразным: он выстраивает систему базовых концептуально значимых положений, необходимых для конструирования тех ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru