Таблица 2.2.
Категории учебных целей в аффективной области
Основные категории |
Примеры обобщённых типов {LINKS} учебных целей |
Восприятие Эта категория обозначает готовность и способность ученика воспринимать те или иные явления, поступающие из окружающего мира стимулы. С позиции учителя путь к достижению таких целей состоит в том, чтобы привлечь, удержать и направить внимание ученика. Входящие сюда субкатегории: 1.1. осознание; 1.2. готовность или желание воспринимать; 1.3. избирательное(произвольное) внимание образуют диапазон восхождения от пассивной позиции ученика до более активного отношения к содержанию обучения (хотя на этом уровне ещё не полностью осознанно целенаправленного). |
Ученик: § проявляет осознание важности учения; § внимательно слушает высказывания окружающих в классе, в беседе и т. д., проявляет осознание эстетических факторов в одежде, интерьере, архитектуре, живописи; § проявляет восприимчивость к проблемам и потребностям других людей, к проблемам общественной жизни. |
Реагирование (отклик) Эта категория обозначает активные проявления, исходящие от самого ученика. На данном уровне он не просто воспринимает, но и откликается на то или иное явление или внешний стимул, проявляет интерес к предмету, явлению или деятельности. Субкатегории: 2.1. подчинённый отклик; 2.2. добровольный отклик; 2.3. удовлетворение от реагирования. |
Ученик: § выполняет заданную учителем домашнюю работу; § подчиняется внутришкольному распорядку и правилам поведения; § участвует в обсуждении вопросов в классе; § самостоятельно знакомится с освещением общественно-политических и международных проблем; § добровольно вызывается выполнять задание; § проявляет интерес к учебному предмету. |
Усвоение ценностной ориентации В эту категорию входят различные уровни усвоения ценностных ориентаций (то есть отношения к тем или иным объектам, явлениям или видам деятельности): 3.1. принятие ценностной ориентации(в обиходе это соответствует понятию «мнение»); 3.2. предпочтение ценностной ориентации; 3.3. приверженность, убеждённость. |
Ученик: § проявляет устойчивое желание, например, овладеть навыками грамотной устной и письменной речи; § целенаправленно изучает различные точки зрения с тем, чтобы вынести собственное суждение; § проявляет убеждённость, отстаивая тот или иной идеал. |
4. Организация ценностных ориентаций Эта категория охватывает осмысление и соединение различных ценностных ориентаций, разрешение возможных противоречий между ними и формирование системы ценностей на основе наиболее значимых и устойчивых. Сюда входят две субкатегории: 4.1. концептуализация ценностной ориентации, то есть осмысление своего отношения; 4.2. организация системы ценностей. |
Ученик: § стремится определить основные черты своего любимого произведения искусства; § принимает на себя ответственность за своё поведение; § понимает свои возможности и ограничения; § строит жизненные планы в соответствии с осознанными им самим собственными способностями, интересами и убеждениями. |
5. Распространение ценностной ориентации или их комплекса на деятельность Эта категория обозначает такой уровень усвоения ценностей, на котором они устойчиво определяют поведение индивида, входят в привычный образ действий, или жизненный стиль. Обобщённый характер ценностных ориентаций и их соединение в целостное мировоззрение отражены в субкатегориях: 5.1. обобщённая установка; 5.2. полная интернализация(усвоение) или распространение ценностных ориентаций на деятельность. |
Ученик: § устойчиво проявляет самостоятельность в учебной работе; § проявляет стремление к сотрудничеству в групповой деятельности; § проявляет готовность пересматривать свои суждения и менять образ действий при наличии убедительных аргументов; § постоянно проявляет навыки личной гигиены и здорового образа жизни; § формулирует устойчивое и последовательное жизненное кредо. |
Великая педагогика:
Сущность, цели и задачи педагогического процесса в ВУЗе
Высшее образование является фундаментом человеческого развития и прогресса общества. Оно также выступает гарантом индивидуального развития, составляет интеллектуальный, духовный и производственный потенциал общества. Развитие государства, структурные преобразования на микро- и макроуровнях должны г ...
Анализ деятельности МБОУ – СОШ № 168 по воспитанию толерантности у младших
школьников
Общие сведения об образовательном учреждении: МБОУ – СОШ №168. Дата регистрации 1988 год. Юридический адрес: г. Екатеринбург, ул. С. – Дерябиной 27 А. Тип учреждения: образовательный. Уровень реализуемых образовательных программ: Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная ...
Многообразие образовательных целей
В планировании, в частности – планировании целей, очень важно найти разумный баланс между принципиальными вопросами («что должно быть получено в результате?») и вопросами техническими («как сформулировать цели?»). Большое многообразие «образов человека» в человековедческих и, в том числе, – психоло ...